НЕОФРЕЙДИЗМ

НЕОФРЕЙДИЗМ - направление в совр. философии и психологии, получившее распространение гл. обр. в США. Термин "Н." возник в конце 30-х гг. как название течения, развившегося из ортодоксального фрейдизма. Осн. представители - Корни, Г. С. Сал-ливан, Фромм и др. Н. сформировался в процессе соединения психоанализа с амер. социол. и этнологической теориями (в частности, школой антропологии культурной). Исходным положением Н. явился т. наз. принцип социального (Фромм) или культурного (А. Кар-динер) детерминизма, к-рый, в отличие от биологизма Фрейда, исходит из личности как обществ, феномена. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на меж-лич. отношения; отклоняется учение о либидо и сублимации. Психические нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде, а всякое нарушение "социальной идентичности" трактуется как патология. Отвергая представления психоанализа о внутрипсихической структуре, Н. заменяет их учением о защитных формах поведения в духе бихевиоризма. Н. или вообще отрицает роль бессознательного, или же рассматривает его как связующее звено между социальными и психическими структурами ("социальное бессознательное" Фромма). Показательна для Н. концепция межлич. отношений, к-рую развивает Салливан: в психике нет ничего, кроме отношений к др. лицам и объектам или смены межлич. ситуаций. Существование личности как таковой рассматривается как миф или иллюзия: личность трактуется лишь как сумма отношений между искаженными или фантастическими образами ("персонификациями"), возникающими в процессе социального общения. Н. не представляет собой единого учения. Если Салливан полностью растворяет индивида в межлич. среде, то Хорни признает в человеке известную возможность самодвижения ("стремление к самореализации"). Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися еще у Хорни и Салли-вана, развивая социально-критическую антропологическую теорию и превращая Н. в теорию утопического "ком-мунитарного социализма". В работах М. Мид, Кардинера и др. Н. объединяется с культурантропологией, нередко приводя к идеям культурного релятивизма, психологической несоизмеримости отдельных культур. Проблемы психопатологии получили в Н. наибольшее развитие у Хорни. Рассматривая иррациональность невроза как отражение иррациональных аспектов об-ва, Хорни считает движущей силой невроза состояние "основного страха", порожденного враждебной средой. Как реакция на страх возникают различ. защитные механизмы: рационализация или преобразование невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью, всегда несоразмерно преувеличиваемой; подавление страха, при к-ром он замещается другими симптомами; "наркотизация" страха - прямая (с помощью алкоголя) или переносная - в виде бурной внешней деятельности и т. п.; бегство от ситуаций, вызывающих страх. Эти средства защиты порождают четыре "великих невроза" нашего времени: невроз привязанности-поиски любви, и одобрения любой ценой; невроз власти - погоня за властью, престижем и обладанием; невроз покорности и, наконец, невроизоляция, или бегство от об-ва. Но эти иррациональные способы решения конфликтов лишь усугубляют, по Хорни, самоотчуждение личности. Цель психотерапии Н. видит в выявлении дефектов в системе социальных связей пациента для лучшей адаптации его к существующему образу жизни. Н. оказал значит, влияние на работы представителей т. наз. психоаналитической ориентации в социологии.

Другие записи

10.06.2016. ПАРАДИГМЫ наук о культуре
АРАДИГМА - образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. "Структура научных революций" (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного…
10.06.2016. ОРГАНИЦИЗМ
ОРГАНИЦИЗМ -- методологическая ориентация концепций об-ва на аналогии с понятием организма как неразложимого целого, в отличие от механицистских моделей об-ва как агрегата элементов, к-рые можно изучать…
10.06.2016. НОМИНАЛИЗМ в социология
НОМИНАЛИЗМ в социология-теоретическая и методологическая ориентация, сущность к-рой заключается в том, что источником и единственным субъектом социального объявляются индивид и его социальное действие,…
10.06.2016. ОБМЕНА СОЦИАЛЬНОГО концепция
ОБМЕНА СОЦИАЛЬНОГО концепция -направление в зап. обществоведении, представители к-рого рассматривают обмен различ. типами деятельности как фундаментальную основу обществ. отношений, на к-рой вырастают…
10.06.2016. НЕОПОЗИТИВИЗМ в социологии
НЕОПОЗИТИВИЗМ в социологии - теоретико-методологическая ориентация в немарксистской социологии, опирающаяся, осознанно или неосознанно, на филос. положения логического позитивизма. Несмотря на кризис…