НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
- направление в зап. социологии, возникшее в процессе пересмотра идей и
ценностей либерализма и консерватизма и фактически представляющее собой
их новый синтез. Подъем Н. в середине 70-х гг. явился реакцией на
распространение леворадик. идей и движений протеста в промышленно
развитых странах капиталистического Запада. В это время произошла
дискредитация сложившихся на либеральной основе оптимистических
социально-филос. концепций "об-ва изобилия",
"благоденствия" и т. д., приверженцам к-рых вменяется в вину переоценка
возможностей регулирования в экономической и социальной сферах об-ва,
порождающая побочные эффекты деструктивного характера, разрушение
традиционных социальных ин-тов, увлечение абстрактными идеями и
прожектами. Исходя из основополагающего убеждения в несовершенстве
человека и созданных им ин-тов, представители Н. считают бедность,
страдание, несправедливость неизбежным злом, к-рое можно смягчить, но
не устранить. Согласно Н., универсальных идеальных политических ин-тов
не существует, хороши только те, к-рые соответствуют данному этапу
развития об-ва. Принимая либеральные рыночные принципы, как и логику
индивидуалистического выбора, неоконсерваторы не считают их
единственным критерием формирования политики. Соответственно их
отношение к гос-ву двойственно - наряду с требованием ограничения его
вмешательства в социально-экономическую
сферу неоконсерваторы выступают за укрепление гос. авторитета в деле
поддержания порядка и законности, поскольку несовершенное человеческое
об-во легко может оказаться во власти анархии. Теоретики Н. активно
возражают против его отождествления со старыми формами консерватизма,
направленными на сохранение "статус-кво" или реставрацию старых
порядков, в их воззрениях отсутствует ностальгия по феодально-аграрному
прошлому, к-рую сменил призыв к дальнейшему развитию индустр. об-ва. Не
отрицают они и необходимости ограниченных социальных реформ, хотя и
считают политику "государства всеобщего благоденствия"
ошибочной. Сторонники Н. стремятся дать культурно-филос. обоснование
капитализма, подчеркивая его этический аспект. Их объединяет стремление
к возрождению авторитета таких социальных ин-тов, как семья, школа,
церковь, различ. ассоциации, выполняющие посредническую функцию между
индивидуумом и об-вом. Именно в таких структурах, связывающих человека
в его частной жизни со сферой гос. власти, предотвращая его отчуждение,
они усматривают основу "плюралистического" об-ва, надежную преграду
бюрократии, тоталитарным поползновениям, посягательствам на права
личности. Н. не может быть отождествлен с традиционными консервативными
и совр. правыми партиями, не вписывается в схему "левые- правые" в
вопросе о путях дальнейшего развития об-ва, т. к. заимствует у "левых"
ряд тем и оказывает воздействие на реформистские партии. Выдвигая
задачу "формирования консервативного большинства нации" из
представителей всех социальных слоев и политических партий,
представители Н. стремятся противопоставить это большинство своему
политическому противнику - "левой интеллигенции", именуемой "новым
классом". Н.- сложное, внутренне дифференцированное, политическое и
идеологическое образование. Существует культурфилософский Н.
интеллектуальных кругов и партийно-политический Н. Характерная черта
Н.- острый интерес его сторонников к политике.
Лит.: 1) Кепеци Б. Неоконсерватизм и новые правые. М.
1986. 2) Neokonservativen und "Neue Rechte": der Angriff gegen
sozialstaat und liberate demokratie in den Vereinirgten Staaten.
Westeuropa und der Bundesrepublik/Fetscher 1. Munch. 1983. 3) Barry N. P. The New Right. L., 1987.