ОБМЕНА СОЦИАЛЬНОГО концепция

ОБМЕНА СОЦИАЛЬНОГО концепция -направление в зап. обществоведении, представители к-рого рассматривают обмен различ. типами деятельности как фундаментальную основу обществ. отношений, на к-рой вырастают различ. структурные образования (власть, статус, престиж, конформизм и др.). Различ. варианты О. с. теорий получили распространение в социологии, социальной психологии, экономике, социальной антропологии, политологии. Интеллектуальные основы О. с, концепций восходят к утилитаристской традиции классической бурж. политэкономии, родоначальники к-рой (Бентам, Смит и др.) считали движущим мотивом человеческой деятельности стремление к полезности и получению выгоды. Др. источником явились работы известных представителей социальной антропологии (Малиновский, Дж. Фрейзер, Мосс), обнаруживших важную роль обменных сделок в жизни первобытных народов. Совр. версии в значит, мере базируются на принципах необихевиористской психологии и микроэкономики. Существуют две исходные предпосылки теорий О. с., общие для различ. ее вариантов. Первая исходит из допущения, что в поведении человека преобладает рац. начало, побуждающее его стремиться к получению опред. "выгод", таких, как деньги, товары, услуги, престиж, уважение, одобрение, успех, дружба, любовь и др. Различ. типы "выгод" концептуализируются по-разному - "подкрепление" в психологии, "ценность" в социологии, "полезность" в экономике, "награда", "результат", "плата" в социальной психологии [3]. Второе допущение раскрывает смысл названия данной концепции: процесс социального взаимодействия истолковывается как постоянный обмен между людьми различ. "выгодами". "Обменные сделки" рассматриваются как элементарные акты, из к-рых складывается фундаментальный уровень обществ. жизни, а все более сложные структурные образования (социальные ин-ты и организации) объясняются как вырастающие из обменных отношений. Со-циол. вариант концепций О. с., отстаиваемый Хомансом, Блау, Р. Эмерсоном, претендует на дальнейшую разработку концепции социального действия в русле натуралистической методологии, игнорирующей субъективно-психологические аспекты поведения. Важнейшей для сторонников социол. теорий О. с. явл. проблема взаимосвязи микро- и макроуровней социальной реальности. Хоманс редуцирует ценностно-нормативный уровень социальных отношений (нормы, роли, статус и др.) к психологическим принципам взаимного обмена "наградами", отрицая кач. своеобразие социальных структур и ин-тов. Последователи Хоманса (Блау и Эмерсон), пытаясь смягчить его редук-ционизм, стремятся выработать более гибкие концептуальные средства для преодоления разрыва между микро- и макроуровнями. Блау видит решение этой задачи на путях синтеза принципов социального обмена с понятиями макросоциол. концепций (структурного функционализма и теории конфликта). В отличие от др. сторонников концепций О. с., он осн. внимание уделяет нор-мвтивно-ценностной стороне процессов обмена, чтобы объяснить крупномасштабные социальные процессы, но при этом эклектически смешивает понятия и принципы различ. теорий. Более последовательной выглядит концепция О. с., развиваемая Эмерсоном, к-рый расширяет ее концептуальную базу, вводя понятия "сетей социального обмена" и "продуктивного обмена", позволяющие переходить от дидактических отношений в малой группе к более широким структурным связям. Несмотря на очевидные недостатки теорий О. с. (психологический редукционизм, игнорирование субъективно-психологических аспектов при объяснении поведения человека, тавтология в интерпретации ряда исходных понятий и др.), они привлекают внимание исследователей стремлением найти переходные звенья между микро- и макроуровнями социальной реальности, ориентацией на изучение наблюдаемых и экспериментально фиксируемых факторов поведения. Последнее обстоятельство позволяет концепциям О. с. конвергировать с др. методологическими концепциями эмпирической социологии - анализом социальных сетей, ролей теории, формально-математическим подходом и др.Лит.: 1) Тэрнер Дж. Структура социологической теории. М., 1984. 2) Institution and social exchange/Ed. H. Turk and R. Simpson. N. Y., 1971. 3) Emerson R. Social echange theory //Social Psychology. Sociological Perspective. N. Y., 1981

Другие записи

10.06.2016. ПОЗИТИВИЗМ социологический
ПОЗИТИВИЗМ социологический - ведущее направление в социологии 19 в., программные методологические и мировоззренческие установки к-рого были сформулированы Сен-Симоном, а осн. концепции разработаны в трудах…
10.06.2016. ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии
ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии - направление в зап. социологии конца 19 - начала 20 в., рассматривавшее об-во как аналог природного организма и пытавшееся объяснить социальную жизнь посредством прямой…
10.06.2016. ПАРАДИГМЫ наук о культуре
АРАДИГМА - образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. "Структура научных революций" (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного…
10.06.2016. ОРГАНИЦИЗМ
ОРГАНИЦИЗМ -- методологическая ориентация концепций об-ва на аналогии с понятием организма как неразложимого целого, в отличие от механицистских моделей об-ва как агрегата элементов, к-рые можно изучать…
10.06.2016. НОМИНАЛИЗМ в социология
НОМИНАЛИЗМ в социология-теоретическая и методологическая ориентация, сущность к-рой заключается в том, что источником и единственным субъектом социального объявляются индивид и его социальное действие,…