ОРГАНИЦИЗМ

ОРГАНИЦИЗМ -- методологическая ориентация концепций об-ва на аналогии с понятием организма как неразложимого целого, в отличие от механицистских моделей об-ва как агрегата элементов, к-рые можно изучать независимо друг от друга. История обществ. мысли знает: (1) филос. О. (Шеллинг, Гегель, романтики, А. Н. Уайтхед и др.), производный от древней идеи одушевленного макрокосмического порядка, всеединства и противостоявший номинализму и механицизму франц. просветителей, социальных физиков, англ. экономистов, утилитаристов и т. п.; (2) биооргаиические теории об-ва как сверхорганизма, ориентированные на эволюционную биологию и аналогии со строением и функциями живого организма (Органическая школа); (3) социально-психологический О., полагавший, что целостность об-ва заключается в коллективном разуме, сознании, волеизъявлении как самостоятельной реальности, несводимой к сознанию образующих социум индивидов (Социологизм). О. в свое время способствовал переходу от схем взаимодействия изолированных индивидов ("робинзонад") к изучению целостных социальных образований (гос-ва, ин-тов, организаций и т. п.), поведение к-рых неразложимо на локальные события и индивидуальные действия, и в этом смысле был предшественником совр. системных подходов в социологии. Но как в своих метафизических, так и в псевдопозитивных (ставшие на место объективного духа законы природы и биологического организма) формах О. обычно преувеличивал степень культурного, нормативного, морально-целевого и т. п. единства об-ва, а также органичность и единообразие исторического процесса. Консервативный О. (де Местр и др.) принижал в своих теориях активность исторического субъекта, фактор личности и свободной воли. Он акцентировал необходимость иерархии в об-ве (единого управляющего центра) и такую принудительную взаимозависимость его частей, к-рая из боязни расстройства целого, "смерти" обществ, организма подавляла бы мн. "нормальные" формы деятельности индивида. Либеральный О. мог совмещаться с индивидуализмом (Спенсер и его школа), опираясь на др. органические аналогии. Подобно тому как контролирующие функции тела не все сосредоточены в одном органе, но рассеяны по всему организму, социальный организм подлинно скрепляют не внешний авторитет и политическая верховная власть, а распространение моральных, демократических, гражданских и др. социальных чувств в об-ве. Центр больше зависит от частей, чем они от него. Совр. социология признает нек-рые сходства между об-вом и организмом, напр.: (1) социальные ин-ты взаимосвязаны подобно органам тела и живут, несмотря на смену своего "персонала", как это происходит при обновлении клеток в органах; (2) в обоих случаях действуют процессы самосохранения и обратной связи как адаптивные реакции на окружение; <3) обществ. разделение труда находит нек-рые аналогии в специализации органических функций. Но об-ва совершенно не походят на организмы в др. отношениях: (1) связи в об-ве культурно-информационные, идейные, смысловые, а не чисто материальные, как в организме; (2) об-ва состоят из автономных индивидов, к-рые могут использовать социальную систему для собственных целей, а не для блага и продления жизни целого. Сами об-ва не имеют интересов, потребностей или целей, но лишь влияют на мысли и действия членов своей организацией, структурой; (3) об-ва имеют гораздо менее четкие границы, различаясь, напр., только политически, но не культурно, религиозно и национально; (4) структуры и функции гораздо менее тесно связаны в об-вах, чем в организмах, об-ва не размножаются и т. д. Все это делает органические аналогии полезными скорее в метафорическом, чем в реальном научно-поисковом плане. Проявления О. в совр. социологии (в структурном функционализме, в социобиологии и др.) - часть более широкого процесса сближения биологии с обществ, науками.
Лит.: 1) История буржуазной социологии XIX-начала XX в. M., 1979. Гл. 4. 2) HalIpike C. R. The principles of social evolution. Oxf., 1986. P. 33-36.

Другие записи

10.06.2016. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии образовалось в конце 19 - начале 20 в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики,…
10.06.2016. ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ
ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ- одно из осн. теоретико-методологических направлений в немарксистской социологии, сформировавшееся в конце 19 - начале 20 в. в борьбе с позитивизмом и натурализмом в социологии и…
10.06.2016. ПОЗИТИВИЗМ социологический
ПОЗИТИВИЗМ социологический - ведущее направление в социологии 19 в., программные методологические и мировоззренческие установки к-рого были сформулированы Сен-Симоном, а осн. концепции разработаны в трудах…
10.06.2016. ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии
ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии - направление в зап. социологии конца 19 - начала 20 в., рассматривавшее об-во как аналог природного организма и пытавшееся объяснить социальную жизнь посредством прямой…
10.06.2016. ПАРАДИГМЫ наук о культуре
АРАДИГМА - образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. "Структура научных революций" (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного…