ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ- одно из осн. теоретико-методологических направлений в немарксистской социологии, сформировавшееся в конце 19 - начале 20 в. в борьбе с позитивизмом и натурализмом в социологии и сосредоточивающееся на анализе значимых, смысловых элементов социальной жизни. П. с. ведет свое происхождение от идей философии жизни и неокантианства. В новейших версиях П. с. отразилось воздействие феноменологии и лингвистической философии. Основополагающую идею П. с. сформулировал Дильтей, разграничивший природу и об-во как онтологически чуждые друг другу сферы. Об-во, полагал он, конституируется индивидами в их духовном бытии. Отсюда делался вывод о необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла. Об-во как человеческое порождение, выступая в кач-ве объекта наблюдения, должно открываться внутр. чувству человека. В дальнейшем, несмотря на существенные различия во взглядах представителей П. с., для каждого из них оказывается в большей или меньшей степени характерным признание специфического метода и специфического объекта познания в социальных науках. Понимание, прямое постижение противопоставляется свойственному естеств. наукам непрямому, выводному знанию, объяснению. Автором самого термина "П. с." и первой концептуальной разработки П. с. явился М. Вебер. По Веберу, социология явл. наукой, к-рая, "интерпретируя, понимает социальное действие и тем самым пытается причинно объяснить его течение и результаты" [2, 1]. При этом под действием подразумевается человеческое поведение, "когда и поскольку оно имеет для действующего или действующих субъективный смысл" (ibid.). Вебер подчеркивает, что имеется в виду не какой-то объективно "правильный" или метафизически "истинный", но субъективно переживаемый самим действующим индивидом смысл действия. Социальным действием считается действие, субъективный смысл к-рого соотносится с поведением др. людей. Сочетание социальных действий порождает "смысловую связь поведения", к-рую Вебер выдвигал в кач-ве объекта понимающего исследования в социальных науках. В то же время, по Веберу, рез-т понимания не мог самостоятельно представительствовать в завершенной системе социол. знания. Рез-т понимания - всего лишь "особо очевидная каузальная гипотеза". Чтобы стать научным положением, она должна быть верифицирована объективными научными методами. Др. словами, понимание играет в социологии Вебера вспомогательную роль, оно - лишь источник гипотез, на основе к-рых строится объективное объяснение поведения. В этом смысле обозначение социол. концепции Вебера в целом как П. с. представляется неправомерным. В первой половине 20 в. позиции П. с. разделяли в большей или меньшей степени Зиммель, Фирканд, Т. Литт, Зна-нецкий, Р. Макайвер, Томас и др. крупнейшие социологи. Самым последовательным выражением т. зр. П. с. стали феноменологическая социология Шюца, а также основывающаяся на идеях "позднего" Л. Витгенштейна концепция социальной науки, выдвинутая П. Уинчем. С т. зр. Шюца и его многочисленных последователей, понимание (в веберовском смысле, т. е. постижение субъективно подразумеваемого смысла действий др. индивидов) - не столько специфический метод социальных наук, сколько универсальная предпосылка всех и всяческих социальных взаимодействий и формирующихся на их основе социальных структур и ин-тов, в т. ч. науки. "Тематизировав" понимание, следовательно, можно обрести доступ к "корням" любого социального феномена, в т. ч. и объективного научного познания. Попытка феноменологической "глобализации" понимающего подхода не привела, однако, к желаемым результатам - П. с. в феноменологическом варианте превратилась в род знания социологии. П. с. дала ряд ценных рез-тов в познании природы социальных взаимодействий, природы и социального функционирования различ. форм знания (религии, права, науки). Она играла и продолжает играть роль идеологического "противовеса", заставляющего воздерживаться от крайностей позитивизма и натурализма и учитывать диалектику субъективного и объективного в социальных явлениях и процессах.

Лит.: 1) Ионин Л. Г. Понимающая социология. Историко-критическнй анализ. М., 1978. 2) Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft. Tub., 1922. 3) Diithey W. Gesammelte Schriften. Lpz.- В., 1925. Bd. V. 5) Schutz A. The phenomenology of the social world. L., 1972.

Другие записи

10.06.2016. “КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ”
"КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ" ("критическая теория общества") - название, данное идеологами франкфуртской школы своей версии неомарксизма; используется для характеристики неомарксистской социальной философии…
10.06.2016. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ в социологии
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ в социологии - направление, включающее в себя социально-филос. и социол. идеи и концепции Фрейда, фрейдистов и неофрейдистов (Неофрейдизм), нек-рые социол. теории, в к-рых…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ в социологии
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ в социологии - одно из направлений конца 19 - начала 20 в. в зап. социологии, представители к-рого вслед за Спенсером рассматривали развитие об-ва как этап космической эволюции,…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии образовалось в конце 19 - начале 20 в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики,…