ПОСТПОЗИТИВИЗМ (постэмпиризм) в социологии

ПОСТПОЗИТИВИЗМ (постэмпиризм) в социологии - направление в бурж. социологии, возникшее под влиянием постпозитивистской философии науки, включающей в себя весьма разнородные концепции - критический рационализм (Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд), историческое направление (Кун, Дж. Холтон), научный реализм (Р. Арре) и др. В работах, посвященных проблематике социального познания и претендующих на создание постпозитивистской методологии, можно выделить несколько течений. Первое из них не имеет четко очерченных граней, общим для его представителей выступает антипозитивистская направленность, стремление пересмотреть основополагающие принципы позитивистской социальной науки путем комбинации отдельных положений критического рационализма, философской герменевтики, экзистенциализма и др. [4]. Второе направление, получившее распространение гл. обр. в Англии, основывается на положениях реалистической философии науки. Его представители (Р. Кит, Р. Бхеннер, Т. Бентон и др.), заимствуя отдельные идеи исторического материализма, стремятся выработать концепцию "социального реализма", продолжающую традиции натуралистической методологии и стремящуюся наряду с этим преодолеть крайности позитивизма социологического и понимающей социологии [1]. Представители третьей т. зр., отождествляя постэмпиризм с любой формой критики логического позитивизма, подчеркивают преемственность между ними. Они ставят своей целью расширить методологическую платформу классического позитивизма и выработать более гибкую стратегию формирования теоретического знания [2]. Из числа постпозитивистских концепций зап. философии науки, оказавших прямое воздействие на бурж. социологию, заслуживает упоминания теория Куна. Сформулированное им понятие парадигмы породило бурные дискуссии по фундаментальным проблемам социального познания. Многообразие и разобщенность различ. концепций постпозитивистской философии и социальной науки не позволяют говорить о существовании единой методологической концепции, но тем не менее можно выделить две наиболее общие ее характеристики. Во-первых, это реабилитация "метафизики", признание важной роли филос. допущений в социальном исследовании, против чего решительно протестует традиционный позитивизм. С признанием роли филос. и мировоззренческих идей связано и стремление сторонников П. включить ценностные суждения в кач-ве специфического для социального исследования компонента познавательного процесса. Во-вторых, новая методологическая ориентация целиком воспринимает постпозитивистский тезис о кач. своеобразии теоретического уровня знания и его определяющей роли в познании. Этому положению отводится ключевая роль в методологии П., поскольку оно дает возможность признать научный статус традиционного типа социол. анализа, к к-рому классический позитивизм относится пренебрежительно. Интерес к П. зап. обществоведов может быть объяснен тем обстоятельством, что его методология позволяет учесть ряд специфических сторон социального познания, игнорировавшихся традиционным социол. позитивизмом. Вместе с тем следует иметь в виду присущие постпозитивистской философии науки слабости и недостатки, к-рые присутствуют также и в базирующихся на ней концепциях социального познания. К их числу можно отнести релятивистскую трактовку научного знания, отрицание объективной истины, субъективизацию процесса познания, отсутствие общепринятой модели исследовательского процесса и единых требований к формировал нию теории. Методология П. получает опред. признание прежде всего в сфере теоретической социологии, где она используется в русле "стабилизационных" тенденций, имеющих своей целью преодоление теоретического плюрализма и создание единой логики научного знания, способной стать основой интеграции различ. исследовательских ориентации [3].

Лит.: 1) Keat R., Urry J. Social theory as science. L.. 1975. 2) Thomas D. Naturalism and social science, Camb., 1979. 3) Alexander J. Theoretical logic in sociology. N. Y.. 1982. 4) Epis-temology, methodology and the social science/Ed. by R. S. Cohen, Wartofsky М. W. Dordrecht, 1983.

Другие записи

10.06.2016. ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ (неоструктурализм)
ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ (неоструктурализм) -обобщающее название ряда философско-методол. подходов к осмыслению культурной деятельности и интерпретации текстов культуры, сложившихся в 70-90-х гг. на основе…
10.06.2016. НОМИНАЛИЗМ в социология
НОМИНАЛИЗМ в социология-теоретическая и методологическая ориентация, сущность к-рой заключается в том, что источником и единственным субъектом социального объявляются индивид и его социальное действие,…
10.06.2016. ОБМЕНА СОЦИАЛЬНОГО концепция
ОБМЕНА СОЦИАЛЬНОГО концепция -направление в зап. обществоведении, представители к-рого рассматривают обмен различ. типами деятельности как фундаментальную основу обществ. отношений, на к-рой вырастают…
10.06.2016. НЕОПОЗИТИВИЗМ в социологии
НЕОПОЗИТИВИЗМ в социологии - теоретико-методологическая ориентация в немарксистской социологии, опирающаяся, осознанно или неосознанно, на филос. положения логического позитивизма. Несмотря на кризис…
10.06.2016. НЕОФРЕЙДИЗМ
НЕОФРЕЙДИЗМ - направление в совр. философии и психологии, получившее распространение гл. обр. в США. Термин "Н." возник в конце 30-х гг. как название течения, развившегося из ортодоксального фрейдизма.…