ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ в социологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ в социологии - одно из направлений конца 19 - начала 20 в. в зап. социологии, представители к-рого вслед за Спенсером рассматривали развитие об-ва как этап космической эволюции, в к-рой каждая последующая ступень аккумулирует достижения предыдущих и строится на них; причем - в отличие от биологизаторских тенденций органической школы - видели в усложнении форм обществ, жизни рез-т развития сознательного начала, выдвигая лозунг "направленной эволюции"- разумного управления социальными процессами. Так, Уорд соединял спенсеровский принцип космической эволюции с ценностно окрашенной идеей прогресса. Социальные институты были для него следствием развития скорее психических (сознательных), чем витальных (биологических, неосознанных, инстинктивных) сил. Высшая, собственно человеческая ступень эволюции - "социогения" - оказывалась для Уорда синтезом всех природных сил, сложившихся в ходе космо-, био- и антропогенеза. Она характеризовалась появлением "чувства и цели", к-рых не было в действиях слепых природных сил и к-рые детерминируют собственно социальную реальность. Генетические, природные основы человека ("первичные желания", в частности голод и жажда, связанные с поддержанием жизни; половые потребности, связанные с продолжением рода, и др.) под влиянием "чувства и цели" преобразуются в "телические" (целевые), т. е. в социальные, процессы, имеющие форму целенаправленных действий людей. На этой основе появляются сложные интеллектуальные, моральные и эстетические "вторичные" желания, выступающие непосредственной побудительной силой социального развития. Будущее человечества в П. э. связывается с преодолением индивидуального целеполагания и с переходом к "коллективному телезису", носителем к-рого является гос-во, обеспечивающее сознательную кооперацию индивидов. Такая организация, как об-во, явл. синтезом бессознательной эволюции и "сознательного плана". Соотношение этих двух факторов определяет характер и уровень развития любого об-ва. Представители П. э. считали социологию агрегативной наукой, в основе к-рой должна лежать психология. Отдельные идеи П. э.- прежде всего эволюционизм и частично психологизм - в более позднее время были восприняты Фроммом и отчасти Парсонсом и Мамфордом.

Другие записи

10.06.2016. “КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ”
"КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ" ("критическая теория общества") - название, данное идеологами франкфуртской школы своей версии неомарксизма; используется для характеристики неомарксистской социальной философии…
10.06.2016. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ в социологии
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ в социологии - направление, включающее в себя социально-филос. и социол. идеи и концепции Фрейда, фрейдистов и неофрейдистов (Неофрейдизм), нек-рые социол. теории, в к-рых…