ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии образовалось в конце 19 - начале 20 в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории, литературоведения и т. п. стала развиваться психологическая социология. На смену примитивным биолого-натуралистическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и ее социальным механизмам породил несколько разновидностей П. н. в с. Объединяющим моментом для всех них был главный принцип, разделяемый представителями всего П. н.,- стремление искать ключ к объяснению всех обществ. явлений и процессов в психических процессах и явлениях индивида или об-ва. Разновидности П. н. в с. выделяются в зависимости от выбора ключевых объяснительных понятий или принципов. Стремление найти психические факторы цивилизации характеризовало психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс). Развитие об-ва рассматривалось как часть космической эволюции, к-рая носит направленный характер, т. е. развивается на основе разумного, сознательного управления социальными процессами. Первичными социальными фактами объявлялись либо желания индивида (голод, жажда, половые потребности и т. п.), либо "сознание рода", "коллективный телезис", делающие возможным сознательное взаимодействие индивидов. Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл) искал основу обществ. жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями. Представители школы психологии народов (М. Лацарус, X. Штейнталь) осн. исторической силой объявляли "народный дух", выражающий психическое сходство индивидов одной нации. В рамках П. н. разрабатывались также проблемы групповой психологии (Лебон) - анонимности, внушаемости, психического заражения и подобных явлений, происходящих в толпе. С ними были связаны нередко крайне реакционные выводы о тождественности народных масс и "иррациональной толпы" и др. Сторонники теории подражания (Тард, Дж. Болдуин) усматривали элементарный обществ. факт в подражании одного индивида др. Сторонники раннего интеракционизма (Кули) в кач-ве первичных фактов об-ва рассматривали представления, к-рые люди составляют друг о друге. Сконцентрировав внимание на непосредственном взаимодействии индивидов в рамках "первичных групп", Кули отождествил обществ, отношения с межиндивидуальными отношениями, а личность отождествил с ее самосознанием. Заслугой представителей П. н. явл. то, что они привлекли внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.



Другие записи

10.06.2016. “КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ”
"КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ" ("критическая теория общества") - название, данное идеологами франкфуртской школы своей версии неомарксизма; используется для характеристики неомарксистской социальной философии…
10.06.2016. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ в социологии
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ в социологии - направление, включающее в себя социально-филос. и социол. идеи и концепции Фрейда, фрейдистов и неофрейдистов (Неофрейдизм), нек-рые социол. теории, в к-рых…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ в социологии
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ в социологии - одно из направлений конца 19 - начала 20 в. в зап. социологии, представители к-рого вслед за Спенсером рассматривали развитие об-ва как этап космической эволюции,…