СРЕДНЕГО УРОВНЯ теория

СРЕДНЕГО УРОВНЯ теория - тер мин, характеризующий степень общности социол. концепций. Предложен амер. социологом Мертоном в 1947 г. в ходе полемики с Парсонсом, ратовавшим за создание в социологии "всеохватывающей" теории, опирающейся на концепцию социального действия и структурно-функциональный метод. По мн. Мертона, создание подобных теорий преждевременно, ибо для них нет еще надежной эмпирической базы. Главное направление развития социол. знания, подчеркивает он, заключается в создании С. у. т., к-рые выполняют роль "посредников между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных исследованиях, и широкими теоретическими спекуляциями, понятийная схема к-рых позволяет производить большое число эмпирически наблюдаемых закономерностей социального поведения" [2]. Такого рода теории, используя строго определяемые термины и операциональные понятия, аккумулируют эмпирические данные. Формируя теоретическое мышление исследователя, они явл. противовесом эмпиризму и социографии. В то же время С. у. т. не должны ограничиваться уровнем эмпирического обобщения, им предписывается учитывать теоретические разработки более высокого уровня абстракции. Главная цель построения С. у. т.- обеспечить гибкую связь между эмпирическим и теоретическими уровнями социол. исследования. Эти теории, по мысли Мертона, могут возникать в отдельных областях социологии как специальные теории или же могут быть рез-том обобщения группы фактов. Методом построения С. у. т. он считал структурно-функциональный подход, разработке к-рого уделял большое внимание. Примером такой теории может служить созданная им концепция аномии, объясняющая различные типы отклоняющегося поведения. Призыв Мертона к построению в социологии С. у. т. был широко популярен в 50-60-е гг., он сыграл положительную роль в борьбе с "чистым" эмпиризмом, стимулировал интерес социологов к построению теоретических объяснений. Однако в последующие годы позитивистски ориентированные методологи (Г. Зеттерберг, Д. Уиллер и др.) модифицировали его идеи, отождествив С. у. т. с эмпирически проверяемыми гипотетико-дедуктивными теориями; провозгласили полный разрыв с "большими" теориями на том основании, что те не соответствуют естественнонаучным критериям построения проверяемых теорий. В наст. время понятие "С. у. т." употребляется по аналогии с термином "специальная или частная социол. теория", под к-рой понимают установление логико-эмпирических связей между отдельными группами изучаемых переменных [3].Лит.: 1) Андреева Г. М. Современная буржуазная эмпирическая социология. М., 1965. 2) Social theory and social structure. N. Y., 1957. 3) Memies К.. Sociological theory in use. L., 1982.

Другие записи

10.06.2016. ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА социологии
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА социологии - одна из первых школ в социальных науках, занимала доминирующее положение в амер. социологии в период 1915-1935 гг. и оказала значит. влияние на развитие социологии. Ч.…
10.06.2016. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (Школа Дюркгейма)
ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (Школа Дюркгейма) - одно из ведущих направлений франц. социологии к. 19 - пер. пол. 20 в., основанное Дюркгеймом. Как научное направление школа сформировалась вокруг…
10.06.2016. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА-одно из наиболее влиятельных течений в неомарксизме, организационно оформившееся в 30-е гг. на базе возглавлявшегося Хоркхаймером (с 1931 г.) Ин-та социальных исследований во Франкфурте-на-Майне…
10.06.2016. ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА в социологии
ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА в социологии - социол. направление, пользовавшееся значит, влиянием в Германии и США в конце 19 в.- начале 20 в., представители к-рого стремились, в противоположность эволюционистскому…
10.06.2016. СТРУКТУРАЛИЗМ в социологии
СТРУКТУРАЛИЗМ в социологии- применение структурного анализа к социальным явлениям, преимущественно явлениям культуры. Наиболее широкое распространение находит к середине 60-х гг. в работах таких франц.…