СТРУКТУРАЛИЗМ в социологии

СТРУКТУРАЛИЗМ в социологии- применение структурного анализа к социальным явлениям, преимущественно явлениям культуры. Наиболее широкое распространение находит к середине 60-х гг. в работах таких франц. исследователей, как Леви-Стросс, Ж. Лакан, Р. Барт, Фукс, Ж. Деррида и др.; они изучают этнографические, психологические, историко-научные, историко-культурные, эстетические образования как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, смысл к-рых определяется не их собственным содержанием или внешними связями, но их местом в социальной системе. С. как общеметодологическое течение исходит из представления о преобладании, преимуществе структурного измерения в любых явлениях окружающего мира и, следовательно, из примата структурного анализа как метода познания природы и об-ва. В социальных феноменах С.- в противовес своему непосредственному предшественнику и антиподу - экзистенциализму и др. субъективистским течениям - пытается отыскать нечто объективное, не подверженное субъективным влияниям и изменениям. Такую объективность С. усматривает в структурах: они не зависят от сознания, воплощают устойчивый момент действительности и создают тем самым возможность научного исследования. В социологии С. снимает важнейшую проблему взаимодействия между субъективным и объективным, ограничиваясь анализом структур, применительно к к-рым субъективное выступает только как эпифеномен. Объективность в социуме, по мнению представителей С., представлена языком, в к-ром структуры существуют и функционируют изначально и формируются независимо от воли и желания людей. Т. обр., на практике структурный анализ в социологии - это поиск аналогий со строением языка во всех сферах культуры и социума. Метод структурного анализа в социологии и генетически, и содержательно связан с методами структурной лингвистики, семиотики и описывающими их нек-рыми разделами математики. Старшее поколение представителей С.- Леви-Стросс и Лакан - используют структурный метод в этнографии и психоанализе. Для Леви-Стросса исследование систем родства, тотемизма, мифов, ритуалов, масок как особого рода языков становится средством постижения в многообразии, казалось бы, несходных явлений общих структур человеческого духа. Лакан пытается проникнуть в структуры бессознательного в человеческой психике, исходя из гипотезы о том, что бессознательное структурировано как язык, а значит, предоставляет субъекту набор возможностей для выражения его желаний, стремлений, побуждений. Структуралисты следующего поколения - Барт, Фуко, Деррида - углубляют анализ языковых феноменов и само понимание пронизанности всех социальных явлений знаково-символическими механизмами, хотя субъективно они не всегда разделяют принципы С. и зачастую (Фуко, Деррида) протестуют против отнесения себя к С. Работы Бар-та сосредоточены вокруг определения социального смысла семиологии. Начав с утверждения, что наука о знаках может и должна активизировать социальную критику, показывая искусственность, "произведенность", "произвольность" якобы естеств. стереотипов языка, мысли, восприятия, он в поздних своих работах обосновывал идеи "политической семиологии", возлагая на язык ответственность за неискоренимую вездесущность власти, поскольку власть, по Барту, изначально вписана в язык. Для Деррида, к-рого в известном смысле можно отнести уже к постструктуралистам, главное - это "деконструкция" текстов культуры (прежде всего философских), т. е. выявление в них незаметных на первый взгляд внутр. противоречий. Фуко исследует дискурсивные (Дискурс) формации в психиатрии, медицине, гуманитарных науках, т. е. изучает способы восприятия, классификации, распределения "здоровья", "знания" в социальном пространстве. Любое разграничение здоровья - болезни, нормы - патологии, истины - лжи зависит, по Фуко, от распределения "символической собственности" или иначе - от права различ. социальных групп говорить, называть, высказываться о чем-то. Именно эти возможности высказывания, сосредоточенные в различ. "рчагах власти", лежат в основе всякой теории и всякой практики - всего, что воспринимается и осознается в данный исторический период. Концепция речи (дискурса) как того общего, на чем основываются отношения между языком, соц. реальностью и опытом, определяет собой творчество Фуко 60-х гг. В более поздних работах, посвященных истории пенитенциарных систем и сексуальности в Европе, на первый план выходят отношения власти и знания. Поскольку самый смысл социальности - ее историчность - не может быть адекватно отображен посредством структуралистских методов, предпринимались попытки преодолеть изначальную ограниченность С. и приспособить его к исследованию социальных процессов {Генетический структурализм Гольдмана и др.). Представители С. продолжают оказывать влияние на совр. развитие франц. обществ, мысли ("новая философия", политология, социология, социальная психология и др.). Существует амер. вариант С. (Структуры социальной концепции).
Лит.: 1) Грецкий М. Н. Французский структурализм. М., 1971, 2) Фуко М. Слова и вещи. М., 1977. 3) Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977. 4) Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. 5) Structuralism and scince from Levi-Strauss to Derrida/Ed. by J. Sturrock. Oxf., 1982.



Другие записи

10.06.2016. ФРЕЙДОМАРКСИЗМ
ФРЕЙДОМАРКСИЗМ - леворадик. ветвь фрейдизма, стремящаяся объединить концепции Маркса и Фрейда. Виднейшие представители Ф. Райх и Маркузе утверждали, что социальная революция невозможна без сексуальной революции,…
10.06.2016. ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА социологии
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА социологии - одна из первых школ в социальных науках, занимала доминирующее положение в амер. социологии в период 1915-1935 гг. и оказала значит. влияние на развитие социологии. Ч.…
10.06.2016. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (Школа Дюркгейма)
ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (Школа Дюркгейма) - одно из ведущих направлений франц. социологии к. 19 - пер. пол. 20 в., основанное Дюркгеймом. Как научное направление школа сформировалась вокруг…
10.06.2016. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА-одно из наиболее влиятельных течений в неомарксизме, организационно оформившееся в 30-е гг. на базе возглавлявшегося Хоркхаймером (с 1931 г.) Ин-та социальных исследований во Франкфурте-на-Майне…
10.06.2016. ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА в социологии
ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА в социологии - социол. направление, пользовавшееся значит, влиянием в Германии и США в конце 19 в.- начале 20 в., представители к-рого стремились, в противоположность эволюционистскому…