Словарь основных понятий и терминов (А - Н)

Автоматизированное рабочее место (АРМ, рабочая станция).


    Место оператора, оборудованное всеми средствами, необходимыми для выполнения определённых функций. В системах обработки данных и учреждениях обычно АРМ - это дисплей с клавиатурой, но может использоваться также и принтер, внешние ЗУ и др.


Автоматизированные обучающие системы (АОС).


    Комплексы программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих активную учебную деятельность: обучение конкретным знаниям, проверку ответов учащихся, возможность подсказки, занимательность изучаемого материала.


Автоматизированные системы научных исследований (АСНИ).


    Предназначены для автоматизации научных экспериментов, а также для осуществления моделирования исследуемых объектов, явлений и процессов, изучение которых традиционными средствами затруднено или невозможно.


Адаптер.


    Устройство связи компьютера с периферийными устройствами.


Адрес.


    Номер конкретного байта оперативной памяти компьютера.


Алгебра логики (булева алгебра).


    Математический аппарат, с помощью которого записывают (кодируют), упрощают, вычисляют и преобразовывают логические высказывания.


Алгоpитм.


    Понятное и точное пpедписание (указание) исполнителю совеpшить опpеделённую последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов.


Алфавит.


    Фиксированный для данного языка набор основных символов, т.е. "букв алфавита", из которых должен состоять любой текст на этом языке. Никакие другие символы в тексте не допускаются.


Антивирусные программы.


    Предотвращают заражение компьютерным вирусом и ликвидируют последствия заражения.


Арифметико-логическое устройство (АЛУ).


    Часть процессора, которая производит выполнение операций, предусмотренных данным компьютером.


Архитектура фон Неймана.


    Одно арифметико-логическое устройство АЛУ), через которое проходит поток данных, и одно устройство управления (УУ), через которое проходит поток команд. См. также "Принципы фон-Неймана".


Архитектура компьютера.


    Логическая организация, структура и ресурсы компьютера, которые может использовать программист. Определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера.


Ассемблер.


    См. Язык ассемблера.


ASCII.


    Читается "аски". Американский стандартный код обмена информацией. Широко используется для кодирования в виде байта букв, цифр, знаков операций и других компьютерных символов.


Аудиоадаптер (Sound Blaster, звуковая плата).


    Специальная электронная плата, которая позволяет записывать звук, воспроизводить его и создавать программными средствами с помощью микрофона, наушников, динамиков, встроенного синтезатора и другого оборудования.


База данных.


    Один или несколько файлов данных, предназначенных для хранения, изменения и обработки больших объемов взаимосвязанной информации.


Байт.


    Группа из восьми битов, рассматриваемая при хранении данных как единое целое.


Библиотека стандартных подпрограмм.


    Совокупность подпрограмм, составленных на одном из языков программирования и удовлетворяющих единым требованиям к структуре, организации их входов и выходов, описаниям подпрограмм.


Бит.


    Наименьшая единица информации в цифровом компьютере, принимающая значения "0" или "1".


Ввод.


    Считывание информации с внешнего устройства в память компьютера.


Вентиль.


    См. Логический элемент.


Вещественное число.


    В информатике - тип данных, содержащий числа, записанные с десятичной точкой и (или) с десятичным порядком.


Видеоадаптер.


    Электронная плата, которая обрабатывает видеоданные (текст и графику) и управляет работой дисплея. Содержит видеопамять, регистры ввода-вывода и модуль BIOS. Посылает в дисплей сигналы управления яркостью лучей и сигналы развёртки изображения.


Винчестер.


    См. Накопитель на жёстких магнитных дисках.


Вирус компьютерный.


    Специально написанная небольшая программа, которая может "приписывать" себя к другим программам для выполнения каких-либо вредных действий - портит файлы, "засоряет" оперативную память.


Внешняя память.


    В её состав входят накопители на гибких магнитных дисках (НГМД), накопители на жёстких магнитных дисках (винчестерские накопители), накопители на магнитной ленте. Во внешней памяти обычно хранятся архивы программ и данных. Информация, размещённая на внешних носителях (диски, дискеты, кассеты), не зависит от того, включен или выключен компьютер.


Второе поколение компьютерной техники.


    Машины, созданные в 1955-65 гг. Элементная база - дискретные транзисторные логические элементы. Оперативная память на магнитных сердечниках. Высокопроизводительные устройства работы с магнитными лентами, магнитные барабаны и диски. Быстродействие - до сотен тысяч операций в секунду, ёмкость памяти - до нескольких десятков тысяч слов. Языки высокого уровня, широкий набор библиотечных программ, мониторные системы, управляющие режимом трансляции и исполнения программ.


Вывод.


    Результаты работы программы, выдаваемые компьютером пользователю, другому компьютеру или во внешнюю память.


Выpажение.


    Пpедназначено для выполнения необходимых вычислений. Состоит из констант, пеpеменных, указателей функций, напpимеp, sin(x), объединённых знаками опеpаций. Pазличают выpажения аpифметические, логические и символьные.


Гибкий (флоппи) диск.


    Маленький магнитный диск из гибкой пластмассы для записи и хранения программ и данных.


Глобальная сеть (ГВС).


    См. Сеть компьютерная.


Графический редактор.


    Позволяет создавать и редактировать изображения на экране компьютера: рисовать линии, раскрашивать области экрана, создавать надписи различными шрифтами, обрабатывать изображения, полученные с помощью сканеров. Некоторые редакторы обеспечивают возможность получения изображений трёхмерных объектов, их сечений и разворотов.


Графопостроитель.


    Устройство для вывода из компьютера информации в виде графиков и чертежей на неподвижную или вращающуюся на барабане бумагу.


Джойстик.


    Стержень-ручка, отклонение которой от вертикального положения приводит к передвижению курсора в соответствующем направлении по экрану дисплея. Часто применяется в компьютерных играх.


Диск.


    Круглая металлическая или пластмассовая пластина, покрытая магнитным материалом, на которую информация наносится в виде концентрических дорожек, разделённых на секторы.


Дисковод.


    Устройство, управляющее вращением магнитного диска, чтением и записью данных на нём.


Дисплей.


    Устройство визуального отображения информации (в виде текста, таблицы, рисунка, чертежа и др.) на экране электронно-лучевого прибора.


Драйверы.


    Программы, расширяющие возможности операционной системы по управлению устройствами ввода-вывода, оперативной памятью и т.д.; с помощью драйверов возможно подключение к компьютеру новых устройств или нестандартное использование имеющихся устройств.


Идентификатор.


    Символическое имя переменной, которое идентифицирует её в программе.


Инструментальные программные средства.


    Программы, используемые в ходе разработки, корректировки или развития других программ: редакторы, отладчики, вспомогательные системные программы, графические пакеты и др. По назначению близки системам программирования.


Интегральная схема.


    Реализация электронной схемы, выполняющей некоторую функцию, в виде единого полупроводникового кристалла, в котором изготовлены все компоненты, необходимые для осуществления этой функции.


Интегрированные пакеты программ.


    Пакеты программ, выполняющие ряд функций, для которых ранее создавались специализированные программы - в частности, текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, программы построения графиков и диаграмм.


Интернет.


    Гигантская всемирная компьютерная сеть, объединяющая десятки тысяч сетей всего мира. Её назначение - обеспечить любому желающему постоянный доступ к любой информации. Интернет предлагает практически неограниченные информационные ресурсы, полезные сведения, учёбу, развлечения, возможность общения с компетентными людьми, услуги удалённого доступа, передачи файлов, электронной почты и многое другое. Интернет обеспечивает принципиально новый способ общения людей, не имеющий аналогов в мире.


Интерпретатор.


    Разновидность транслятора. Переводит и выполняет программу с языка высокого уровня в машинный код строка за строкой.


Интерфейс.


    Электронная схема сопряжения двух устройств, обменивающихся информацией.


Информатизация общества.


    Организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.


Инфоpматика.


    Дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности. За понятием "информатика" закреплены области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации - массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей. Информатика в самом своем существе базируется на компьютерной технике.


Информационная технология.


    Совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. Охватывает всю вычислительную технику, технику связи и, отчасти, - бытовую электронику, телевизионное и радиовещание.


Информационно-поисковая система (ИПС).


    Система, выполняющая функции хранения большого объёма информации, быстрого поиска требуемой информации, добавления, удаления и изменения хранимой информации, вывода её в удобном для человека виде.


Информация.


    Сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. Применительно к обработке данных на компьютерах - произвольная последовательность символов, несущих смысловую нагрузку.


Искусственный интеллект (ИИ).


    Дисциплина, изучающая возможность создания программ для решения задач, которые требуют опредёленных интеллектуальных усилий при выполнении их человеком. Примерами областей использования ИИ являются: игры, логический вывод, обучение, понимание естественных языков, формирование планов, понимание речи, доказательство теорем и визуальное восприятие.


Исполнитель алгоритма.


    Человек или автомат (в частности, процессор компьютера), умеющий выполнять определённый набор действий. Исполнителя хаpактеpизуют сpеда, элементаpные действия, система команд, отказы.


Итерационный цикл.


    Вид цикла, для которого число повторений операторов тела цикла заранее неизвестно. На каждом шаге вычислений происходит последовательное приближение и проверка условия достижения искомого результата. Выход из цикла осуществляется в случае выполнения заданного условия.


Каталог (директория, папка).


    Оглавление файлов. Доступен пользователю через командный язык операционной системы. Его можно просматривать, переименовывать зарегистрированные в нём файлы, переносить их содержимое на новое место и удалять. Часто имеет иерархическую структуру.


Клавиатура компьютера.


    Служит для ввода информации в компьютер и подачи управляющих сигналов. Содержит стандартный набор клавиш печатающей машинки и некоторые дополнительные клавиши - управляющую клавишу, функциональные клавиши, клавиши управления курсором и малую цифровую клавиатуру.


Клиент (рабочая станция).


    Любой компьютер, имеющий доступ к услугам сервера. Клиентом также называют прикладную программу, которая от имени пользователя получает услуги сервера. См. Сервер.


Ключевое слово.


    Слово языка программирования, имеющее определённый смысл для транслятора. Его нельзя использовать для других целей, например, в качестве имени переменной.


Команда.


    Описание элементарной операции, которую должен выполнить компьютер. Обычно содержит код выполняемой операции, указания по определению операндов (или их адресов), указания по размещению получаемого результата. Последовательность команд образует программу.


Компакт-диск (CD-ROM).


    Постоянное ЗУ, выполненное с использованием специальной оптической технологии. В ряду запоминающих устройств занимает место между флоппи- и жёстким дисками, являясь одновременно и мобильным и очень ёмким.


Компилятор.


    Разновидность транслятора. Читает всю программу целиком, делает её перевод и создаёт законченный вариант программы на машинном языке, который затем и выполняется.


Компьютер.


    Программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами. Основу компьютеров образует аппаратура (HardWare), построенная, в основном, с использованием электронных и электромеханических элементов и устройств. Принцип действия компьютеров состоит в выполнении программ (SoftWare) - заранее заданных, чётко определённых последовательностей арифметических, логических и других операций.


Компьютеризация.


    Задачи массового внедрения компьютеров во все области жизни, стоящие перед странами как необходимое важное условие их прогресса и развития, а также последствия, которые будут вызваны этим массовым внедрением компьютеров. Цель компьютеризации - улучшение качества жизни людей за счёт увеличения производительности и облегчения условий их труда.


Контроллер.


    Устройство, которое связывает периферийное оборудование или каналы связи с центральным процессором, освобождая процессор от непосредственного управления функционированием данного оборудования.


Курсор.


    Светящийся символ на экране дисплея, указывающий позицию, на которой будет отображаться следующий вводимый с клавиатуры знак.


Кэш.


    См. Сверхоперативная память.


Логический тип.


    Оперирует с данными, допускающими одно из двух возможных значений: "истина" или "ложь" ("да" или "нет"). Иногда также называется булевским в честь английского математика XIX века Дж. Буля.


Логический элемент (вентиль).


    Часть электронной логической схемы, выполняющая элементарную логическую функцию.


Логическое высказывание.


    Любoе пpедлoжение, в oтнoшении кoтopoгo мoжно oднoзначнo сказать, истиннo oнo или лoжнo.


Локальная сеть (ЛВС).


    См. Сеть компьютерная.


Лэптоп (наколенник).


    Компьютер. По размерам близок к обычному портфелю. По основным характеристикам (быстродействие, память) примерно соответствует настольным персональным компьютерам.


Манипуляторы (джойстик, мышь. трекболл и др.).


    Специальные устройства для управления курсором.


Массив.


    Последовательность однотипных элементов, число которых фиксированои которым присвоено одно имя. Компьютерный эквивалент таблицы. Положение элемента в массиве однозначно определяется его индексами.


Математическая модель.


    Система математических соотношений - формул, уравнений, неравенств и т.д., отражающих существенные свойства объекта.


Машинный язык.


    Совокупность машинных команд компьютера, отличающаяся количеством адресов в команде, назначением информации, задаваемой в адресах, набором операций, которые может выполнить машина, и др.


Меню.


    Выведенный на экран дисплея список различных вариантов работы компьютера, по которому можно сделать конкретный выбор.


Микропроцессор.


    Процессор, выполненный в виде интегральной схемы. Состоит из цепей управления, регистров, сумматоров, счётчиков команд, очень быстрой памяти малого объёма.


Микрокомпьютер.


    Компьютер, в котором в качестве управляющего и арифметического устройства используется микропроцессор.


Модем.


    Устройство, обеспечивающее преобразование цифровых сигналов компьютера в переменный ток частоты звукового диапазона (модуляцию), а также обратное преобразование (демодуляцию). Используется для соединения компьютера с другими компьютерными системами через телефонную сеть.


Монитор.


    См. Дисплей.


Мультимедиа.


    Собирательное понятие для различных компьютерных технологий, при которых используется несколько информационных сред, таких, как графика, текст, видео, фотография, движущиеся образы (анимация), звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Мультимедиа-компьютер - это компьютер, снабжённый аппаратными и программными средствами, реализующими технологию мультимедиа.


Мышь.


    Устройство управления курсором. Имеет вид небольшой коробки, умещающейся на ладони. Связана с компьютером кабелем. Её движения трансформируются в перемещения курсора по экрану дисплея.


Накопитель на жёстких магнитных дисках (винчестерский накопитель).


    Наиболее массовое запоминающее устройство большой ёмкости, в котором носителями информации являются круглые алюминиевые пластины - платтеры, обе поверхности которых покрыты слоем магнитного материала. Используется для постоянного хранения больших объёмов информации.


Ноутбук (блокнот).


    Компьютер. По размерам близок к книге крупного формата. Имеет вес около 3 кг. Помещается в портфель-дипломат. Обычно комплектуется модемом (для связи с офисом) и снабжается приводом CD-ROM.

Другие записи

10.06.2016. Словарь основных понятий и терминов (О - Я)
Оболочки. Программы, создаваемые для упрощения работы со сложными программными системами, такими, например, как операционная система DOS. Они преобразуют неудобный командный пользовательский интерфейс…