АДОРНО, Визенгрувд-Адорно Теодор

АДОРНО (Adorno) Визенгрунд-Адорно Теодор (11.09.1903, Франкфурт-на-Майне - 6.08.1969, Фисп, Швейцария). Нем.социальный философ,социолог иск-ва (гл. обр. музыки) и лит-ры. Один из ведущих представителей франкфуртской школы неомарксизма. Сотрудник, а затем и соруководитель (совместно с Хоркхаймером) Франкфуртского ин-та социальных исследований. Свою теоретическую деятельность начинал как авангардистски ориентрованный музыкальный критик, теоретик и социолог музыки, углубленно интересующийся процессами "овеществления" и "фетишизации" в совр. музыке и ее восприятия слушателями. Постепенно перешел к анализу под этим углом зрения и др. областей иск-ва, лит-ры и философии, культуры вообще. Одна из важнейших работ А. "Диалектика просвещения" [I], написанная им совместно с Хоркхаймером, представляет собой программное изложение социальной философии неомарксизма и ее своеобразную философию истории, в свете к-рой эволюция человечества предстает как история "неудавшейся цивилизации": усугубляющегося "отчуждения", вызванного "буржуазным" разумом, противопоставившим себя природе. Сознательно пародируя Гегеля, рассматривавшего мировую историю под углом зрения развития разума и свободы, А. трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия (разум, сошедший с ума в силу противостояния природе) и утраты индивидуальной свободы ("фашизоидный" капитализм и откровенно бесчеловечный фашизм). В духе этих идей, развившихся на почве авангардистски-модернистских эстетических пристрастий, А. подвергает социально-филос. анализу совр. зап. музыку ("Философия новой музыки", 1949), к-рая выступает у него как моделирование процесса "отчуждения" (обесчеловечи-вания вообще) человека, происходящего в условиях "позднего капитализма". В том же - "культурно-критическом"- духе выдержаны и др. его музыкально-социол. ("Призмы. Критика культуры и общество", 1955; "Диссонансы, Музыка в управляемом мире", 1956), литературно-социол. ("Заметки о литературе", т. I-HI, 1958, 1961, 1965) и эстетико-социол. (прежде всего изданная уже посмертно "Эстетическая теория") работы. В них концепция А. предстает как леворадик. вариант элитарной концепции иск-ва. Неомарксистски-аван-гардистский метод "критики культуры" применяется А. также и при анализе совр. зап. философии и гносеологии в книге "Штудии о Гуссерле и феноменологических антиномиях" (1956), где предлагается социол. "метакритика" теории познания, разоблачающая процессы "фетишизации" на самых глубоких уровнях совр. теоретического знания. Специально социол. проблематика представлена у А. прежде всего в коллективном труде "Авторитарная личность" (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Двигаясь в русле идеи "авторитарной личности", предложенной Фроммом и конкретизированной Хоркхаймером, А. вместе со своими сотрудниками пытается подтвердить ее на основании конкретно-социол. исследования. Но хотя эта работа получила широкую известность среди зап. социологов, общая ее оценка с т. зр. как концепции, положенной в ее основу, так и примененной в ней методики и техники оказалась в итоге скорее негативной. На протяжении 50-х гг. А. неоднократно выступает с докладами и статьями, посвященными критике методологии социологии в духе неомарксистской "критической теории"; в том же духе был выдержан и его доклад "О логике социальных наук", произнесенный на съезде зап.-германских социологов в 1961 г. Альтернативу критикуемой им методологии он предлагает в книге "Введение в социологию музыки" [2]. А. исходит из предположения о том, что всякое "систематическое" теоретическое построение, базирующееся на логическом приеме подведения индивидуального под всеобщее (прием генерализа-. ции), есть повторение (Номотетический метод) и, следовательно, "апологетика" реального процесса подавления уникального индивида "общественной тотальностью" в "позднекапиталисти-ческом обществе". Утверждая в противоположность Гегелю, что целое "неистинно", А. подвергает критике системо-образующую функцию теоретического понятия, противопоставляя ему в кач-ве "органона истины" эстетическое выражение [3]. Вульгарно-социол. (Вульгарный социологизм) ходы мысли А. были заимствованы в 60-е гг. "новыми левыми" с характерным для них "тотально" разоблачительным критицизмом. Хотя сам А. и поддержал это движение на первом его этапе, впоследствии он отмежевался от него как от нигилистического и экстремистского. Однако в леворадик. зап. социологии авторитет А. оставался высоким и после осуждения им политического экстремизма. Несколько пошатнулся он лишь во второй половине 70-х - 80-е гг.
Сея.: I) Dialektik der Aufklarung. Philosop-hische Fragmente. Amsterdam, 1947. 2) Einleitung in die Musiksoziologie. Zwolf theoretische Vorlesun-gen. Fr./M., 1962. 3) Negative Dialektik. Fr./M., 1966.


АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) - нем. философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Учился в Венском ун-те; изучал муз. композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шёнберга. С 1931 А. преподавал во Франкфурт, ун-те (куда вернулся в 1949), в 1934 был вынужден эмигрировать в Великобританию, с 1938 работал в США. Центр, содержанием деятельности А. стало филос. проникновение в сущность муз. произведений. Филос. позиция А. складывалась в постоянной дискуссии с важными течениями прошлого и настоящего: с Гуссерлем (ему посвящена диссертация А.), с Кьеркегором (книга о нем вышла в 1933), со специфически воспринятой диалектикой Гегеля, ставшей стержнем в чрезвычайно широком и, в сущности, эклектичном, а также несколько эстетском усвоении А. многообразных мотивов философии 19-20 вв. Воздействие Ницше, Зиммеля, Бергсона, школы С. Георге и др. перерабатывались под знаком критики культуры в характерном для А. духе "разоблачительства", при к-ром сущность того или иного типа филос. мысли и худож. творчества сводится к бессознательно шифруемым социальным импульсам, отражающим истор. момент и сказывающимся прежде всего в форме, к-рую философ или художник мыслит и к-рая (как своего рода орудие истории) заставляет его себя мыслить. Эта форма сама "ведет" мыслителя, принуждая его создавать те или иные произведения как "шифры социального". Соответствует такой культурно-критич. направленности А. и его неприятие логически законченного, завершенного продукта мышления, в т.ч. и художественного, как "ложной идеологии". Огромную роль в творчестве А. играла музыка. В 40-е гг. он написал общую культурно-критич. часть для книги Г. Эйслера "Сочинение музыки для фильма", консультировал Т. Манна по вопросам философии и истории музыки при создании романа "Доктор Фаустус", в 1949 выпустил "Философию новой музыки", в к-рой сочетались диалектич. и вульгарно-социол. ходы мысли, нетривиальное раскрытие конечных социальных импульсов самой сложной музыки - с прямолинейностью диагнозов. Апологет новой венской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн), А. отождествил себя с ней как тонко слушающий и мыслящий вместе с музыкой философ. Послевоенные работы А. усугубляют, хотя и несколько академизируют характерную для него настроенность отчаяния ("Негативная диалектика", 1966). А. разрывает гегелевскую триаду "тезис - антитезис - синтез", приписывая существенность и творч. смысл лишь антитезису, отрицанию, к-рое не дает остановиться движению и разоблачает любую "позитивность", всегда заведомо ложную. Истинным в искусстве может быть лишь отрицание - беспрестанный процесс негации всякой позитивности, всякого утверждения, враждебной любой завершенности и системности. Т.о., истинным оказывается искусство утрируемого абсурда, искусство, отрицающее само себя и непостижимым образом извлекающее смысл из отрицания всякого смысла. В кач-ве единственно оправданного у А. выступает театр абсурда С. Беккета, доведший до полноты негативность. Точно так же, как смысл в искусстве, у А. и сама история, под влиянием мессианских идей Беньямина и Блоха, упирается в утопич. образ - понятие "иного" ("того, что было бы иным"). Приверженный идее отрицания, А. в своих работах конструировал нечто подобное риторике разложения, вследствие чего у него почти не было серьезных учеников.

В центре внимания А. - регрессивные социально-антропол. изменения (отмирание рефлексии, замена ее стереотипными реакциями и мысленными клише и т.п.), связанные с развитием массовой "индустрии культуры", со стандартизацией отношений в монополистич. "управляемом об-ве".

Соч.: Gesammelte Schriften. Bd. 1-20. Fr./M., 1970-86; Nachgelassene Schriften. Fr./M., 1993-; Об эпической наивности // Путь. 1994. N 5.

Лит.: Манн Т. Собр. соч. Т. 9. М., 1960; Михайлов А.В. Муз. социология: Адорно и после Адорно.//Критика совр. бурж. социологии иск-ва. М., 1978; Соловьева Г.Г. Негативная диалектика: (Два образа критич. теории Т.В. Адорно). Алма-Ата, 1990; Th.W. Adorno. Hrsg. v. H.L. Arnold. Munch., 1977 (библ.); Hoffmann R. Figuren des Scheins. Studien zum Sprachbild und zur Denkform Theodor W. Adornos. Bonn, 1984.
А.В. Михаилов. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998

Другие записи

10.06.2016. БАРДТ (Bahrdt) Ханс Пауль
БАРДТ (Bahrdt) Ханс Пауль (03.12.1918, Дрезден) -зап.-германский социолог. В 1952 г. закончил Геттингенский ун-т, с 1958 г.- проф. Ганиоверской высшей технической школы, с 1962 г.- Геттингенского ун-та.…
10.06.2016. АЛЬБЕРТ (Albert) Ханс
АЛЬБЕРТ (Albert) Ханс (08.02.1921,Кельн) - зап.-германский философ, социолог, экономист, один из ведущих представителей критического рационализма, проф. ун-та в Мангейме. В основе концепции А. лежит…
10.06.2016. АРЕНД (Arendt) Ханна
АРЕНД (Arendt) Ханна (14.10.1902, Ганновер - 04.12.1975, Нью-Йорк) - нем.-амер. философ и политолог, ученица Ясперса, Хайдеггера, Бультмана, Гуссерля. Изучала философию и теологию в Марбурге, Гейдельберге…
10.06.2016. АРОН (Аrоn) Раймон
АРОН (Аrоn) Раймон (14.03.1905, Париж-17.10.1983, Париж) - франц. социолог и публицист. С 1930 г.- проф. Кельнского, затем Берлинского ун-тов. После прихода к власти Гитлера вернулся во Францию, преподавал…
10.06.2016. БАЛАНДЬЕ (Baiandier) Жорж
БАЛАНДЬЕ (Baiandier) Жорж (21.12.1920, Айевилле, Верхняя Со-на) - франц. социолог, социальный антрополог, африканист. Руководитель исследований в Высшей школе практических исследований (с 1954), проф.…