БАРНЗ (Barnes) Гарри (Хэрри) Элмер

БАРНЗ (Barnes) Гарри (Хэрри) Элмер (15.06.1889, Нью-Йорк - 1968) - амер. социолог, историк культуры, публицист. Преподавал социологию, а также пенологию и криминологию в ряде ун-тов и колледжей США. Осн. область исследований - политические, экономические и культурные аспекты зап. цивилизации и обществ. мысли. Резко критиковал официозную ("традиционную") историю с ее упором на изучение войн, правящих династий, политики за неспособность понять "основные каузальные факторы и процессы" в историческом развитии. Выдвигал концепцию "новой исторической науки" как более глубокого понимания генезиса и эволюции цивилизации, использующего достижения всех наук о человеке (географии человеческого об-ва, биологии, психологии, обществ. наук и др.). В 20-е гг. выступил с работой "Христианство в потемках" [2], к-рая явилась вариантом "демифологизации веры" с учетом данных науки, особенно астрономии. Рассматривал проблемы социального развития, отказываясь вслед за Огборном от понятия "развитие" в пользу термина "изменение". Б. испытал значит, влияние Веблена (идея отставания культуры от техники) и Огборна (гипотеза относительного отставания адаптивной культуры от материальной). С позиций либертаризма (формы апологетики свободного предпринимательства) с присущими тому морализмом и эсхатологизмом критиковал конформизм амер. обществ. мнения, финансовый капитал и "гос. капитализм", в том числе его "безжалостную агрессивную глобальную" внешнюю политику, уподобляя совр. мир сбывшимся "убийственным пророчествам", содержащимся в "1984" Оруэлла. Его утверждение о недопустимости риска жизнями американцев во внешнеполитических целях стало впоследствии типичным для массового сознания в США. Характерные для Б. профетические призывы к "культивации в общественной жизни информированного разума" сочетались у него с пренебрежением к методологии и строгим теоретическим доказательствам в социологии. Отмечая важность выделения Марксом и Энгельсом экономических отношений для понимания истории, Б. отождествлял марксизм с экономическим детерминизмом, рассматривал Маркса как продолжателя идей Л. фон Ранке. Б. утверждал, что Фейербах и Маркс основали экономическую школу понимания истории и тем самым открыли наиболее плодотворную эпоху в исторической науке. В кач-ве их последователей выделял Самнера, Эшли, Бо-гарта и др.

Соч.: 1) Sociology and political theory. N. Y., 1924. 2) The twilight of Christianity. N. Y., 1926. 3) A history of Western civilization (with David H. A.). N. Y., 1935. 4) Social thought from lore to science (with Becker H. P.). Boston, 1963.

БАРНС (Barnes) Харри Элмер (1889-1968) - амер. историк, социолог и публицист. Получив истор. образование в Сиракузском и Колумбийском ун-тах, Б. включает в сферу своих интересов смежные области знания: историю обществ, мысли, историю социологии и полит, теории. В течение ряда лет преподает в колледжах и ун-тах США, как правило, на отделениях социологии. В 20-40-е гг. выступает с публичными лекциями по пенологии, криминологии и проблемам образования, пишет статьи и книжные обзоры, создает ряд важных трудов. Взгляды Б. - историка культуры и зап. цивилизации - сложились под влиянием основателей амер. школы "Новой" (интеллектуальной) истории Д. Робинсона, Д. Шотвелла, В. Даннинга, антропологов А. Голденвейзера и Э. Хутона и других ведущих ученых того времени. Стержнем его многогранной деятельности стал интерес к проблеме становления культурной традиции цивилизации Запада во всем ее многообразии: интеллектуальном, социальном, полит, и экон. Б. полагал, что истор. наука 20 в. должна отойти от традиц. способов интерпретации событий, расширить свою методол. базу за счет использования методов, выработанных антропологией, за счет интеграции истории и других областей обществознания. Вслед за Э. Томпсоном и Бирдом он помог утвердиться историографии как значимой части истор. науки и и как самостоят, фазы в истории интеллектуальной деятельности человека. Концепцию "Новой истории" Б. последовательно разрабатывал в ряде трудов, наиболее известными из к-рых стали: "Новая история и социальные исследования", 1925, "История и обществ, разум", 1926, "История историографии", 1937, и т.д.

Согласно Б., концепция новой, синтетич., динамичной истории включает осн. закономерности истор. развития и анализ гл. черт каждой культурной эпохи. Использование данных археологии, антропологии, сведения о древних (исчезнувших) цивилизациях создают возможность для пересмотра периодизации истории и выработки более полноценной концепции мировой истории.

Рассматривая способы интерпретации истории от Ветхого Завета до совр. ему авторов, Б. выделяет неск. осн. школ, чьи традиции обогащают истор. исследование. Это - школа философии истории, призванная способствовать формированию научного метода в историографии, а также школа полит, истории (от Карлейля до Даннинга); экон. школа истор. исследований (от Рикардо и Маркса до Веблена и Берда); школа геогр. интерпретаций (от Страбона до Ратцеля); школа интерпретации духа (от Фихте и Гегеля до Мэтью и Тайлора); школа истории науки, антропол., социол., психол. школы. Б. предлагает использовать методол. подходы и источниковую базу этих направлений для построения всесторонней, учитывающей все факторы развития истор. модели. Выстраивая эту истор. модель, Б. фактически создает образ или модель культурного развития цивилизации Запада.

Соч.: The New History and the Social Studies. N.Y., 1925; The History and Prospects of the Social Sciences. N.Y., 1925; (Ed.) History and the Social Intelligence. N.Y., 1926; Living in the Twentieth Century. Indianapolis, 1928; The Twilight of Christianity. N.Y., 1929; The Roman Catholic Church and the Lures of Sex. Girard, 1935; The History of Western Civilization (with David H.A.). V. 1-2. N.Y., 1935; An Economic History of the Western World. N.Y., 1937; A History of Historical Writing. Norman; Oklahoma, 1937; The American Way of Life. N.Y., 1942; Society in Transition. N.Y., 1947; A Survey of Western Civilization. N.Y., 1947; Historical Sociology: its Origins and Development. Theories of Social Evolution from Cave life to Atomic Bombing. N.Y., 1948; Social Thought from Lore to Science (with Becker H.). V. 1-2. Wash., 1952.

Лит.: Ritter H. Dictionary of Concepts in History. Westport, 1986.
Л.А. Мостова//Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998



Другие записи

10.06.2016. БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон
БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -амер. культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихол. направления ("культура и личность") в амер.…
10.06.2016. БЕЛЛА (Bellah) Роберт H.
БЕЛЛА (Bellah) Роберт H. (p. 1927) - амер.социолог, проф.социологии и сравнительных исследований в департаменте социологии Калифорнийского ун-та, г. Беркли. Осн. труды посвящены проблемам социологии…
10.06.2016. БЕЛЛ (Bell) Даниел
БЕЛЛ (Bell) Даниел (Ю.05.1919, Нью-Йорк) - амер. социолог, специалист в области истории обществ, мысли, политических течений и социального прогнозирования. В конце 30-х и в 40-е гг. Б. принимал активное…
10.06.2016. БЕККЕР (Becker) Говард Пол
БЕККЕР (Becker) Говард Пол (09.12.1899, Нью-Йорк- 08.06.1960, Мэдисон, Висконсин) - амер. социолог, представитель макросоциологической теории социального действия; историк культуры; работал в отделе…
10.06.2016. БЕНТАМ (Bentham) Иеремия
БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (15.02.1748, Лондон-06.06.1832, там же) - англ. правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма, идеолог буржуазии периода промышленного переворота в Англии. Закончил Оксфордский…