БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер

БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (15.07.1892, Берлин-26.09.1940) - нем. критик, публицист и социолог иск-ва леворадик. ориентации; проделал эволюцию от еврейского мистицизма к неомарксизму; был близок к франкфуртской школе, хотя не связывал себя с нею организационно и сохранял критическое отношение к ней по ряду существенных теоретических вопросов; испытал опред. влияние эстетико-со-циол. воззрений Б. Брехта. Научная карьера Б. не состоялась: его дипломная работа "Происхождение немецкой трагедии" была признана неудовлетворительной, ранние литературоведческие произведения получили критическую оценку в академических кругах. Всю жизнь Б. вынужден был довольствоваться случайными литературными заработками, что наложило эссеистический отпечаток на стиль его теоретических работ. Среди неомарксистов 20-30-х гг. Б. отличал своеобразный пессимизм, к-рый он сам характеризовал как "левую меланхолию": будучи приверженцем идеи пролетарской революции, он, однако, связывал ее не с образом "локомотива истории", а со стоп-краном в этом поезде, за к-рый хватается человечество, чтобы предотвратить (или отдалить) катастрофу - конец мировой истории. Наибольшее влияние на неомарксистскую социальную философию и социологию иск-ва Б. оказал своей статьей "Произведение искусства в век его технической репродуцируемости", опубликованной в "Журнале социальных исследований" (№ 1 за 1936 г.) [I]. В ней он выдвинул идею, согласно к-рой технически репродуцируемое произведение иск-ва окончательно утрачивает "ауру", порывая связи как с религ. культом, так и с эстетским его обожествлением, и вступает в связь с политикой, превращаясь в орудие массовой политической борьбы за революционное низвержение капитализма. Эта идея, сближавшая Б. с Брехтом, диссонировала с пессимистическими представлениями франкфуртских теоретиков (в особенности его близкого друга Адорно} о массовом иск-ве и массовом сознании, к-рое представлялось им скорее "авторитарным" (Авторитарной личности концепция). Идею "сплошной" политизации иск-ва (прежде всего кинематографа), осуществляемую на базе его новой техники ("производительных сил"), Б. противополагает тому, что он называл фашистской "эстетизацией политики". В связи с ростом популярности Б. в 60-70-е гг. возрастает интерес и к др. его работам - о Бодлере, о происхождении нем. трагедии и пр.
Соч.: 1) Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit. Fr./M.; Suhrkamp, 1963.


Другие записи

10.06.2016. БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг
БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг (17.03.1929, Вена) - амер. социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания, видный идеолог неоконсерватизма, директор ин-та экономической культуры Бостонского…
10.06.2016. БЕРДЖЕСС (Burgess) Эрнст
БЕРДЖЕСС (Burgess) Эрнст (16.05. 1886, Тилбери, Онтарио, Канада - 27. 12.1966, Чикаго), амер. социолог, один из основателей Чикагской школы, разработавший прикладной вариант социально-экологической теории…
10.06.2016. БЕРНАРД (Bernard) Лютер Ли
БЕРНАРД (Bernard) Лютер Ли (29.10.1881, графство Рассел, Кентукки, США,-23.01.1951, Стейт-Колледж, Пенсильвания) - амер. социолог и социол. психолог (последователь психологической социологии Ч. Эллвуда),…
10.06.2016. БИРНБАУМ (Birnbaum) Норман
БИРНБАУМ (Birnbaum) Норман (21.07.1926, Нью-Йорк) - амер. социолог леворадик. направления, стоял у истоков движения "новых левых", создания журнала "The New Left Review". Осн. сферы интереса: социальная…
10.06.2016. БЛАУ (Blau) Питер Микаэл
БЛАУ (Blau) Питер Микаэл (07.02.1918, Вена) - амер. социолог, проф. социологии Колумбийского ун-та, президент Амер. социол. ассоциации (1973-1974). В первых своих исследованиях, синтезируя идеи…