БЛЕЙЛОК (Blalock) Губерт Морсе
младший (23.08.1926, Балтимор) - амер. социолог, проф. социологии
Вашингтонского ун-та, президент Амер. социол. ассоциации (1978-1979).
Б.- один из ведущих методологов эмпирической социологии
США. Базируясь на неопозитивистской трактовке научного знания, считает
главной задачей социального познания построение эмпирически проверяемых
дедуктивных теорий по образцу физических наук (Неопозитивизм
в социологии). Выступая за математизацию социол. познания, он вместе с
тем признает необходимость поэтапного перехода от вербализованных
теорий через вспомогательные теоретические конструкции к полностью
формализованным теориям. Методология трактуется Б. как совокупность
формально-логических приемов, позволяющих создавать верифицируемую
теорию. Соответственно этой трактовке методологии из ее сферы
исключается широкий круг вопросов гносеологии, связанных с анализом
исходных содержательных допущений. Для методологической платформы Б.
характерно стремление смягчить требования строгого эмпиризма,
имеющего значит, число сторонников в зап. социологии, чтобы преодолеть
фрагментарность эмпирических исследований и определить методы их
теоретической систематизации. Вместе с др. социологами
позитивистско-эмпирической ориентации Б. признает решающую роль
измерения и наблюдения в исследовании, но наряду с этим подчеркивает
большое значение теоретического анализа и концептуализации, открывающих
возможность построения теорий широкого масштаба [2]. Б. выступает
против увлечения рационально-дедуктивными методами (пропагандируемыми,
в частности, Хомансом), отдавая
приоритет индуктивно-статистическим приемам с использованием
каузального математического моделирования, пропаганде к-рого уделяет
много внимания. Теории такого типа, по мн. Б., должны быть прежде всего
"реальными", т. е. включать минимальное количество абстрактных
положений. В то же время осн. понятия "больших" теорий должны
определяться операционально, быть связанными с исследовательскими
процедурами, с измерением, нахождением признаков и др., что позволит
использовать математические каузальные модели. Преодоление кризисного
состояния совр. социологии он видит на путях разработки единой для всех
школ и направлений методологии формирования социол. знания, способной
учитывать специфику социальной реальности, но в то же время
ориентированной на модели развитых физических наук. Ключевая задача, по
Б.,- построение "кумулятивной парадигмы" (теории крупномасштабных
социальных процессов), к-рую следует постоянно совершенствовать как
путем введения дополнительных переменных, так и путем постоянной сверки
с материалами различ. эмпирических исследований [3]. М. С. Комаров
Соч.: 1) The theory construction. N. Y., 1965. 2) Conceptualisation and measurement in the social science. L., 1982. 3) Basic dile