ДРАКЕР (Drucker) Питер Ф.

ДРАКЕР (Drucker) Питер Ф. (19.11. 1909, Вена) - амер. экономист, социолог, публицист, специалист в области проблем управления. В 1931 г. получил ученую степень доктора юриспруденции во Франкфурте; в 1937 г. эмигрировал в США, где был экономическим и финансовым консультантом крупнейших корпораций; с 1942 по 1949 г.- проф. философии и политики в Беннингтон-ском колледже, в 1950-1970 гг.- проф. в Высшей школе бизнеса при Нью-Йоркском ун-те, с 1972 г.-проф. социальных наук в Клермонт-колледже (Калифорния); почетный доктор мн. зарубежных ун-тов. Д. заявил о себе как ведущий теоретик т. наз. "эмпирической школы", в индустр. социологии, к-рая претендует на синтез "классической школы" менеджмента с доктриной "человеческих отношений". Для этого направления характерен сдвиг научной проблематики от организации рабочего места (Тейлоризм) и исследования социальной (неформальной) организации предприятия (Мэйо) к изучению управленческой структуры корпорации как обществ, ин-та, социальных последствий механизации и автоматизации производства, места и роли менеджера в совр. об-ве, классовой структуре капиталистического об-ва. Стремление соединить абстрактно-филос. обобщения с управленческими рекомендациями, максимально приближенными к нуждам практики, обусловило довольно эклектичную методологическую позицию "эмпирической школы". Этому отвечает и идейно-теоретическая платформа Д., к-рую он назвал "политической экологией". Согласно его т. зр., человека следует представлять как единство обществ., экономических и политических отношений, к-рые в совокупности образуют его социальную природу. Люди как носители опред. ценностей и ролей должны анализироваться социологом в контексте ин-тов, в к-рые они включены, и связанных с ними идей и действий. Сохранение динамичного, противоречивого равновесия между элементами такой системы осуществляется через целесообразный и управляемый процесс социальных нововведений. "Политическая экология", если она принимается в кач-ве социальной программы деятельности, требует от человека, особенно руководителя, принятия опред. ответственности перед об-вом. Осн. ин-том, в полной мере реализующим эти программные установки, выступает, по мн. Д., деловое предпринимательство. Он считает, что крупные корпорации, хотя численно они составляют меньшинство, тем не менее явл. идейными и социальными лидерами об-ва, т. е. выступают его представительным типом, в наибольшей степени выражающим обществ. идеалы, помыслы и чаяния граждан. Если на раннем этапе понятие "менеджмент" Д. относил только к сфере бизнеса, то позже (в 70-е гг.) - он применяет его также к неделовым организациям (здравоохранение, образование, наука и др.). Для Д. характерен "менеджериальный редукцио-низм": сведение проблем совр. развития к проблеме управления об-вом, понимаемого аналогично крупной корпорации. Совр. об-во, по Д.,- это плюралистическое "общество организаций", все большее число членов к-рых становятся менеджерами и "профессионалами знания". Отсюда выводится ведущая роль в совр. жизни менеджмента, к-рый - в противоположность своекорыстной технократии,- связывая своей деятельностью все социальные ин-ты воедино, должен идти дальше непосредственной выгоды, делая человеческую жизнь плодотворной и формируя новое кач-во жизни об-ва и экономики, общины и индивида. В этой связи Д. формулирует "этику благоразумия" - своего рода категорический императив "общества организаций", Д. призывает ограничить произвол в деятельности организаций, к-рый может обернуться для человечества катастрофическими последствиями. Д. критикует социологов, к-рые изучают не столько об-во в целом, сколько его отдельные ин-ты. Совр. острокризисный этап развития об-ва по аналогии с концепциями Маклуэна определяется Д. через понятие "глобальный торговый центр", обслуживаемый электронными средствами связи, ЭВМ и др. "технологическими продолжениями" человека. Отсюда Д. выводит необходимость для США, как ведущей технической и технологической силы современности, проявлять сдержанность и мудрость в международных делах, стремиться ограничить присущие совр. миру противоречия до размера поддающихся регулированию "малых конфликтов". Д. противопоставляет свои идеи марксизму. Д. известен своими работами по сравнительному исследованию культур, в к-рых он, выступая против политэкономического редукционизма, пытается вывести присущую каждой изучаемой культуре (напр., европ., японской, китайской) "формулу успеха".Соч.: 1) The unseen revolution. N. Y., 1976. 2) The changing world of the executive. N Y 1982.

Другие записи

10.06.2016. ДЮВЕРЖЕ Морис (Duverger)
ДЮВЕРЖЕ Морис (Duverger) (05. 06.1917, Ангулем) - франц. социолог, проф. политической социологии Сорбонны (с 1955), руководитель Центра сравнительного анализа политических систем, член Академии наук…
10.06.2016. ДЮВИНЬО (Duvignaud) Жан Оже
ДЮВИНЬО (Duvignaud) Жан Оже (22.02.1921, Ла Рошель) -франц. социолог. писатель. В 1954-1958 ассистент Гурвича в Сорбонне, в 1960 проф. в Тунисе, с 1965 преподаватель, с 1969 проф. в Type (отделение социологии).…
10.06.2016. ДЮМАЗЕДЬЕ (Dumazedier) Жофр Роже
ДЮМАЗЕДЬЕ (Dumazedier) Жофр Роже (30.12.1915, Таверни) - франц. социолог. Окончил Парижский и Германский ун-ты. С 1952 г. ведет научную и преподавательскую работу в Центре научных исследований в кач-ве…
10.06.2016. ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль
ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (15. 04.1858, Эпиналь-15.11.1917, Париж) - франц. социолог и философ, создатель т. наз. франц. социол. школы. Основатель и издатель журнала "Социологический ежегодник" (1896-…
10.06.2016. ЖУВЕНЕЛЬ (Jouvenel) дез Юрсен Бертран де
ЖУВЕНЕЛЬ (Jouvenel) дез Юрсен Бертран де (31.10.1903, Париж 01.03.1987, Париж) - франц. экономист, социолог, футуролог. Явл. президентом франц. футурологического об-ва "Футурибль" (1967-1974) и президентом-основателем…