ГЕЛЕН (Gehlen) Арнольд

ГЕЛЕН (Gehlen) Арнольд -(29.01. 1904, Лейпциг-30.01.1976, Гамбург) - нем. философ и социолог, один из основателей филос. антропологии как специальной дисциплины. Ученик X. Дриша. Испытал влияние Шопенгауэра, Ницше, Н. Гартмана, феноменологии и др. Проф. в Лейпциге (с 1934), Кенигсберге (с 1938), Вене (с 1940), Шпейере (с 1947), Ахене (1962-1969). Антропологические взгляды Г. первоначально складывались в русле инспирированной философией жизни консервативной критики культуры. Наиболее полно они сформулированы в главном труде Г. "Человек. Его природа и место в мире" (1940) [I]. Филос. антропология, по его замыслу, должна свести воедино данные отдельных наук о человеке. Г. вслед за Шелером и Плеснером стремится выявить специфику положения в мире человека как особым образом организованного живого существа, но именно Г. отказывается от использования в исследовании человека "лестницы существ", сущностно отображающей ступенчатое строение органического мира ("растение" - ("зоофиты") - "животное" - "человек"). Г. подчеркивает своеобразие человеческой организации как взаимосвязанной системы функций. Следуя И. Г. Гердеру, Г. называет человека "недостаточным" существом. В отличие от животного, оно обделено полноценными инстинктами, т. е. не имеет устойчивых раздражителей вовне и столь же устойчивых реакций у себя; не пребывает от рождения в гармонии с природой, не находится во взаимосоответствии с "окружающим миром", т. е. сегментом мира как такового, специфически значимом именно для данного вида живых существ. Человек открыт всему миру. Отсутствие специфически значимого "окружающего мира" сопряжено с внутр. избытком побуждений у человека. Т. обр., на человека ложится непосильный груз выживания и самоопределения. Поэтому главным для него оказывается "разгрузка", дающая возможность более опосредованно, определенно относиться к окружающему и к себе самому. Избыток побуждений делает невозможной их одновременную реализацию. Реализация одних задерживает др. Возникает "самодистанцирование", позволяющее человеку, в отличие от непосредственной жизнедеятельности животных, не просто "жить", но "вести жизнь", планомерно и осмотрительно изменять своими действиями себя и окружающее. Действие как единство - осн. антропологическая характеристика человека. В действии нет дуализма процесса и рез-та, субъекта и объекта, души и плоти и т. п. Прогрессирующая разгрузка, понимаемая как деятельное самоосуществление, все больше высвобождает действие из ситуативной определенности, и на более высоком уровне необходимая функция выполняется "символическим" образом. Зрение берет на себя ведущую роль среди органов чувств, позволяя ориентироваться без непосредственного соприкосновения с вещами, язык еще больше удаляет от частностей ситуации. Действуя, человек создает культуру, к-рая принадлежит именно природе человека и не может быть "отмыслена" от нее. Действие, соотнесенное с др. действиями и "кооперированное" с ними, позволяет говорить о различ. типах "сообщества". Понятие действия позволяет перейти от "начальной антропологии" книги "Человек" к учению об ин-тах, т. е. фиксированных формах антропологической организации, к-рое наиболее полно изложено в работе "Первобытный человек и поздняя культура" (1956) [2]. Действие мотивировано целесообразностью, но его постоянное повторение может оказаться полезным и в ином отношении. Непредусмотренная целесообразность может своей объективной полезностью возбудить мотивы для дальнейшего стабилизирования полученного рез-та. Так, архаические ин-ты семьи, животноводства, земледелия и т. п.- непредусмотренный рез-т религ.-ритуального, изобразительного действия, удовлетворяющего фундаментальной потребности в поддержании стабильности мира через его ритуальное изображение-закрепление. Возникшие т. обр. ин-ты не только "разгружают" человека от опасностей, но и позволяют ему действовать инстинктоподобно, определяя его сознание и волю. Г. выделяет в истории три культурные эпохи: культура охотников, культура земледельцев и совр. индустриальная культура, возникшая около 200 лет назад. Следуя М. Веберу, он описывает прогрессирующую рационализацию ин-тов (ведущую роль, по Г., играет тут техника). Но при этом ин-ты все больше подчиняются имманентным законам; инстанции, соединяющей совокупное истолкование мира и нормирование поведения, как то было в архаическую эпоху, больше нет. Отсутствие взаимосогласования ин-тов между собой и с моральной жизнью человека означает для последнего тяжелый груз необходимости принимать решения по своему усмотрению. Вместе с прогрессирующим освобождением людей от опасностей, физического труда и т. п. это провоцирует развитие "современного субъективизма". Консервативная социальная критика полностью оформлена Г. в концепции "плюралистической этики" (книга "Мораль и гипермораль", 1969, [3]). Он постулирует наличие четырех не зависящих друг от друга источников морали, "этосов": стремление к взаимности, "физиологические добродетели" (инстинктивное стремление к благополучию, переходящее в эвдемонизм), родовая (клановая) мораль братской любви, предельно выраженная в морали гуманности; институциональный этос. В ходе рационализации ин-тов, заставляющей их все больше полагаться на свой внутр. порядок и решать объективные проблемы, сообразуясь с давлением обстоятельств, клановая (гуманная) мораль универсализуется и вступает в конфликт с этосом политических ин-тов. Положение усугубляют интеллектуалы, скрывающие за проповедуемой моралью братства собственную жажду власти. В 70-е гг. Г. оказался ведущим идеологом неоконсерватизма в ФРГ, что вызвало новый интерес и к его теоретическим работам.
Соч.: 1) Der Mensch. Seine Natur u. seine Stellung in der Welt. Fr./M,- Bonn, 1962. 2) Ur-mensch u. Spatkultur. Fr./M.- Bonn, 1964. 3) Moral u. Hypermoral. Fr./M.- Bonn, 1969. 4) Gesam-tausgabe. Bde. 1-4-7-. Fr./M., 1978-1983.

Другие записи

10.06.2016. ГЕЛЕН (Gelen) Арнольд
ГЕЛЕН (Gelen) Арнольд (1904-1976) - нем. философ и социолог. Изучал философию в Лейпциге и Кельне, ученик Г.Дриша. С 1934 - проф. в Лейпциге, с 1938 - в Кельне, с 1940 - в Вене. С 1942 - проф. социологии…
10.06.2016. ГИДДИНГС (Giddings) Франклин Генри
ГИДДИНГС (Giddings) Франклин Генри (23.03.1855, Коннектикут, США,-11.06.1931, Нью-Йорк)- амер.социолог, президент Амер.социол. об-ва (1908). Первым в США получил должность "полного профессора"…
10.06.2016. ГИНСБЕРГ (Ginsberg) Морис
ГИНСБЕРГ (Ginsberg) Морис (14.05.1889, Литва (?) - 31.08.1970, Лондон) - англ.социолог, ученик Хобхауса. Возглавлял отделение социологии в Лондонской школе экономики и политических наук с 1929 г.…
10.06.2016. ГЛОК (Clock) Чарлз
ГЛОК (Clock) Чарлз (р. 1919) - амер. социолог, долгое время был проф. Калифорнийского ун-та (США), руководителем Центра по изучению религии и об-ва. Начиная с конца 50-х гг. Г. разрабатывал проблемы…
10.06.2016. ГОББС (Hobbes) Томас
ГОББС (Hobbes) Томас (05.04.1588, Малмсбери - 04.12.1679, Хардуик) - англ. философ, представитель механистического материализма, продолжатель номиналистической традиции в философии. Взгляды Г. наиболее…