ГОББС (Hobbes) Томас

ГОББС (Hobbes) Томас (05.04.1588, Малмсбери - 04.12.1679, Хардуик) - англ. философ, представитель механистического материализма, продолжатель номиналистической традиции в философии. Взгляды Г. наиболее полно изложены в его философской трилогии "Основы философии": "О теле" (1655), "О человеке" (1658), "О гражданине" (1642). Филос.-политические взгляды Г. сведены в его книге "Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651). Социол. воззрения Г. связаны с его философией природы и человека. Мир, по Г., есть совокупность вещественных субстанций - тел. Человек занимает промежуточное положение между естеств. и искусственными телами: он явл. естеств. телом, но в кач-ве гражданина участвует в создании искусственного тела - гос-ва, "смертного бога", "Левиафана". В естеств., т. е. догос., состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Равная способность к вожделению и захвату одних и тех же вещей ведет к непрестанной борьбе. Поэтому естеств. состояние - это война "всех против всех", ибо, даже если и нет битвы, "явно сказывается воля к борьбе путем сражения" (Левиафан. Гл. XIII). Здесь действует естеств. право, к-рое Г. трактует как свободу делать все для самосохранения, в т. ч. и посягать на чужую жизнь. Но антропологическое равенство не обеспечивает совершенного превосходства и никому не дает гарантий безопасности. Ее могло бы обеспечить исполнение предписаний естеств. разума, или естеств. закона, общее правило к-рого состоит в том, "что всякий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать всякие средства, дающие преимущество на войне" (Левиафан. Гл. XIV). Отсюда следует свод естеств. законов, согласно к-рому для установления всеобщего мира разумно пойти на взаимное ограничение прав всех людей. Социальность тождественна гос.-политическому состоянию и создается путем договора (Общественный договор). Соблюдение договора гарантирует мир, т. е. безопасность. В безопасности нет страха нарушить договор. Поэтому в естеств. состоянии не действуют естеств. законы. Человек по природе не социален. Постоянное существование социальности гарантирует лишь то, что возникает не из взаимного перенесения друг на друга прав в договоре, но как условие возможности договора "трансцендентно" ему. "Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, ' заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому человеку: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему твое право и будешь санкционировать все его действия" (Левиафан. Гл. XVII). Возникающее т. обр. гос-во (демократическое, аристократическое или монархическое) ценно само по себе. Традиционное различение "правильных" и "неправильных" правлений неверно. Но Г. предпочитает монархию, к-рая обеспечивает непрерывность волеизъявления суверена, внутр. единство воли в гос-ве и ее единство с исполнительными органами. Суверен - не только верховный политический властитель, но и верховный судья в вопросах веры и всех иных суждений и мнений, могущих иметь значение для гос-ва. Задача суверена - сохранение и продление жизни "государственного тела", т. е. поддержание мира и безопасности. "Но под обеспечением безопасности подразумевается не одно лишь обеспечение безопасности голого существования, но также обеспечение за всяким человеком всех благ жизни, приобретенных им законным путем, безопасным и безвредным для государства" (Левиафан. Гл. XXX). А для этого надо укреплять и охранять абсолютную власть суверена. Социально-политические взгляды Г. внутренне противоречивы. Так, гарантии личного благополучия в гражданском состоянии противоречат неограниченному произволу суверена. Своекорыстное поведение, непосредственно безвредное для гос-ва, противоречит политическому единству. Признание права на борьбу за самосохранение вопреки воле суверена ограничило бы его могущество, что противоречит определению. Суверен заставляет повиноваться благодаря полномочному распоряжению жизнью граждан. Но угроза расправы со стороны суверена --не лучше естеств. состояния всеобщей войны в том, что касается безопасности. Эти противоречия в 17-18 вв. пытались разрешить Локк и Руссо. Отказ Г. от применения религ., моральных и т. п. оценок в рассуждениях о самодовлеющем политическом единстве и подчинение всех иных сфер этому единству сделали Я его в истории политической мысли почти столь же одиозной фигурой, как и Макиавелли. Образ гос-ва-"Левиафана" стал нарицательным для обозначения тоталитарных, антигуманных режимов. Интерес к Г. был очень велик и после завершения процесса становления социологии как науки. Специальные исследования о нем написали Теннис, К. Шмитт, Шельски, Л. Штраус. Особую известность получила формулировка "гоббсовой проблемы" у Парсонса в книге "Структура социального действия". Рассматривая подходы к проблеме социального порядка, Парсонс показывает, что теоретическая система Г.- это последовательный вариант концепции утилитаризма, исходящего из предпосылки об атомизации социальных деятелей, их рациональном поведении при выборе средств для осуществления целей и в условиях отсутствия иерархии и взаимосвязи целей. Достижение целей, понимаемых как нормативный элемент действия, Парсонс называет "нормативным порядком". Статистическую повторяемость действий - фактическим порядком. Исходный пункт утилилитаризма - индивидуальное достижение целей. Но, как показывает Г., из этого следует состояние войны, т. е. недостижение целей, хаос. Т. обр., нормативного порядка тут нет. Но и фактический порядок должен оказаться внутр. нестабильным. Приняв указанные предпосылки, проблему порядка решить нельзя. Парсонс убежден в наличии иерархии целей, в нормативном ограничении произвольности выбора целей как непременном моменте любого социального действия. Дарендорф снова возвращается к этой проблеме. Он противопоставляет подход Парсонса (вместе с Руссо) подходу Миллса (вместе с Г.) к проблеме социальной интеграции. Признавая правомерность обоих, он усматривает больше плодотворности во втором, т. е. в концепции принудительной интеграции. В последние годы т. зр. Парсонса на "гоббсову проблему" в социологии заново развил и обосновал со ссылками на Г. и совр. утилитаристов зап.-германский социолог Р. Мюнх.Соч.: 1) Избранные произведения. Т. 1-2. М., 1964. 2) Философские основания учения о гражданине. М., 1974.


Другие записи

10.06.2016. ГОБИНО (Gobineau) Жозеф Артюр де
ГОБИНО (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.07.1816, Виль-Авре- 13.10.1882, Турин) - франц. социальный философ, писатель, ориенталист-любитель и дипломат; в 60-70-х гг. посол Франции в Иране, Греции, Бразилии,…
10.06.2016. ГОЛЬДМАН (Goldmann) Люсьен
ГОЛЬДМАН (Goldmann) Люсьен (20.07.1913, Бухарест - 09.10.1970, Париж) - франц. социолог, основоположник генетического структурализма. Руководил Центром национальных научных исследований в парижской Высшей практической…
10.06.2016. ГОРЦ, (Gorz) Андре
ГОРЦ, (Gorz) Андре. Псевдоним, наст. имя теоретика ХОРСТ Жерар (09.02.1923, Вена) -леворадик. социолог. С 1946 г. живет и работает в Париже. Сотрудник левых газет и журналов, где печатается и под др.…
10.06.2016. ГОУЛДНЕР (Gouldner) Алвин
ГОУЛДНЕР (Gouldner) Алвин (29.07.1920, Нью-Йорк- 15.12.1980, Сан-Луис, Миссури) - амер. социолог, виднейший представитель альтернативной социологии. В 50-е гг. был сторонником структурно-функционального…
10.06.2016. ГОФФМАН (Goffman) Эрвинг
ГОФФМАН (Goffman) Эрвинг (1922-1982) - амер. социолог. Родился в Канаде, в 1945 окончил ун-т Торонто, в 1949 Чикагский ун-т, где его учителями были У. Ллойд Уорнер и Э. Хьюз. В 1949-51 провел полевое…