ГОБИНО (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.07.1816, Виль-Авре- 13.10.1882, Турин) - франц. социальный философ, писатель, ориенталист-любитель и дипломат; в 60-70-х гг. посол Франции в Иране, Греции, Бразилии, Швеции. Один из первых пророков неминуемой гибели западной цивилизации. Это осн. мысль его главного труда "О неравенстве человеческих рас". Г. предложил радик. биологическое объяснение исторического процесса. Главный фактор цивилизации - "чистота расы", к-рую, однако, никогда не удается сохранить надолго. Отсюда и недолговечность расцвета цивилизации. "Этнические смеси" разрушают единство стиля жизни и приводят к "вырождению человека", а вместе с этим и к распаду всей социальной структуры. Г. постулирует неизменную "иерархию рас": негры всецело чувственны и неспособны к рациональному самоконтролю, желтая раса проникнута утилитаризмом и потому ей неведомы героические порывы и высокие достижения. Единственной "исторической расой" явл. белая. Она "первоначально владела монополией на красоту, ум и силу" [2]. Где бы и когда бы ни возникала цивилизация (Г. считает, что их было десять), в ее рождении обязательно принимала участие "белая кровь". Но и белая раса внутри себя неоднородна, она представлена тремя вариациями: "хамиты", "семиты" и "яфетиды". Первые две разновидности оказались менее жизнестойки и быстро смешались с черной расой, из яфетидов Г. превозносит "семейство арийцев", с к-рым он связывает все лучшее, что есть на Земле. Это прирожденная "раса владык", физически наиболее сильная и привлекательная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие и созидательный гений. Сознавая свою уникальность, арийцы, считал Г., заботились о сохранении чистоты породы, следствием чего была жесткая иерархия социальной жизни (напр., кастовый строй Древней Индии). Несовместимость расового объяснения истории с многочисленными и разнообразными фактами Г. мало смущала. Так, в "Истории персов" (1869) он объявляет "чудовищной ложью" традиционную версию греко-персидских войн, поскольку "арийцы" Дария и Ксеркса не могли быть хуже "семитизированных греков". Драматическая пенталогия "Ренессанс" (1877) проникнута тем же мотивом неизбежности декаданса ввиду ухудшения человеческой породы. Исторический произвол Г. достигает апогея в книге "История Оттара Ярла и его потомства" (1879). Это полуфантастическая генеалогия рода Г., к-рую ему угодно было вести от "норвежского пирата", упоминаемого в норвежских хрониках под 843 г. В опубликованной посмертно поэме "Амадис" Г. пытался возродить героический рыцарский эпос, возможно под влиянием Р. Вагнера, с к-рым сблизился в последние годы жизни. Уже при своем появлении расовая концепция Г. была подвергнута убедительной критике выдающимся политическим мыслителем Токвилем и известным философом и ученым-ориенталистом Э. Ренаном. Г. во мн. предвосхитил концепцию Ницше. В 20 в. его идеи способствовали формированию и распространению идеологии нацизма.Соч.: 1) La Renaissance. P., 1877. 2) Essai sur I'inegalite des races humaines. P., 1884.