ГОЛЬДМАН (Goldmann) Люсьен

ГОЛЬДМАН (Goldmann) Люсьен (20.07.1913, Бухарест - 09.10.1970, Париж) - франц. социолог, основоположник генетического структурализма. Руководил Центром национальных научных исследований в парижской Высшей практической школе, возглавлял Социол. центр при Брюссельском ун-те. В период второй мировой войны, эмигрировав из Франции в Швейцарию, сотрудничал с Ж. Пиаже, у к-рого позаимствовал элементы генетической эпистемологии (выделение т. наз. операциональных структур в человеческой психике, признание решающей роли процессов социализации в формировании структуры личности и т. д.). Своими учителями Г. считал также Канта, К. Маркса, Фрейда и Лукича. В ранних работах "Человеческая общность и универсум по Канту" (1945), "Гуманитарные науки и философия" (1952) Г. изложил принципы генетического структурализма. В трактате "Скрытый бог" [1] он произвел сравнительный анализ двух социокультурных структур - философии Б. Паскаля и драматургии Ж. Расина, объясняя их внутр. сходство близостью обоих к мировоззрению янсенизма. Культурологические исследования Г. ценны конкретными наблюдениями в связи с отдельными произведениями. Однако объяснение генезиса изучаемых художественных и социальных структур неизменно остается вульгарно-социол. (Вульгарный социологизм), что обесценивает практику структурно-генетического анализа явлений культуры. Зап. социологи указывают на отсутствие у Г. структуралистского профессионализма и на противоречивость его "генетических" деклараций. Несмотря на плодотворность замысла Г. (попытка диалектике-материалистической "коррекции" традиционного франц. структурализма), его теория осталась противоречивой и эклектичной. В последних работах Г. часто выступал с критикой социальной практики как совр. капиталистического, так и социалистического об-в, выдвигал утопическую программу "гуманизации" социализма посредством внушения людям необходимости возрождения утраченного "подлинного" (аутентичного) взаимоотношения с миром вещей и друг с другом. Его позиция все более приближалась к раннехайдег-геровской концепции человека, что нашло свое отражение в неоконченной монографии Г. "Лукач и Хайдеггер".Соч.: 1) Le Dieu cache. P., 1955.

Другие записи

10.06.2016. ГОРЦ, (Gorz) Андре
ГОРЦ, (Gorz) Андре. Псевдоним, наст. имя теоретика ХОРСТ Жерар (09.02.1923, Вена) -леворадик. социолог. С 1946 г. живет и работает в Париже. Сотрудник левых газет и журналов, где печатается и под др.…
10.06.2016. ГОУЛДНЕР (Gouldner) Алвин
ГОУЛДНЕР (Gouldner) Алвин (29.07.1920, Нью-Йорк- 15.12.1980, Сан-Луис, Миссури) - амер. социолог, виднейший представитель альтернативной социологии. В 50-е гг. был сторонником структурно-функционального…
10.06.2016. ГОФФМАН (Goffman) Эрвинг
ГОФФМАН (Goffman) Эрвинг (1922-1982) - амер. социолог. Родился в Канаде, в 1945 окончил ун-т Торонто, в 1949 Чикагский ун-т, где его учителями были У. Ллойд Уорнер и Э. Хьюз. В 1949-51 провел полевое…
10.06.2016. ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz) Людвиг
ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz) Людвиг (09.03.1838, Краков-19.08.1909, Грац) - польско-австр. социолог и правовед, проф. ун-та в Граце, представитель социального дарвинизма. Согласно Г., социология - филос.…
10.06.2016. ГУРВИЧ (Gurvitch) Георгий Давыдович
ГУРВИЧ (Gurvitch) Георгий Давыдович (Жорж) (02.11.1894, Новороссийск- 10.12.1965, Париж) -франц. социолог и философ. Вначале преподавал в Томском и Петроградском ун-тах, в 1920 г. эмигрировал, затем…