KOHT (Comte) Огюст

KOHT (Comte) Огюст (19.01.1798, Монпелье-05.09.1857, Париж)- франц. философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор, предложивший теократическую утопию на основе "позитивной религии человечества". К. ввел в употребление сам термин "социология", имея в виду научное изучение явлений обществ, жизни в диахроническом и синхроническом аспектах, в отличие от умозрительных конструкций традиционной философии истории, исторической фактографии и разрозненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли. Идея "социальной физики" восходит к 17 в., а в первой четверти 19 в. ее особенно пропагандировал Сен-Симон, секретарем и соавтором к-рого нек-рое время был К. Но никто до К. не сумел развить эту идею с такой полнотой, систематичностью и обоснованностью. "Социальная физика", или социология, не предполагает, по К., сведения обществ, явлений к физическим; специфика социального учтена им в рамках "позитивного синтеза" - своеобразной энциклопедии научного знания, в основании к-рой лежит тщательно разработанная классификация наук, сохраняющая известное значение и до наст. времени. Система наук, по К., представляет собой иерархию, выражающую в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступень в развитии знания - наука более высокого порядка - подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, к-рая, однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки более высокого ранга. "Иерархия основных наук" выглядит так: математика-астрономия - физика-химия-биология (тоже термин К.) - социология. Из общей схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет "сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга. Это взаимодействие особенно осложняется в человеческом роде вследствие воздействия каждого поколения на последующее". Это положение взято из "Курса позитивной философии" К., первый том к-рого вышел в 1830 г. Такая постановка вопроса была новаторской, как и требование к социологии изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентных причин; основывать достоверность своих выводов на фактах в их связи, а не на филос. интерпретации смысла истории. Следовательно, специфика социол. подхода к обществ. жизни состоит в том, что он представляет собой теоретическое исследование законов социальных явлений с помощью общенаучного метода, а не филос. рефлексии. В своей совокупности обществ. явления, по К., образуют организм. Эта идея К. предвосхитила установки методологии структурно-функционального анализа. Решая проблему личности, К. подчеркивает существование у человека наряду с "эгоистически-личностным" также "социального" инстинкта и считает, что семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, сумма к-рых образует об-во [2]. Социальная связь носит в известной степени внешний характер, потому что в ее возникновении главную роль играет материальная необходимость, воплощающаяся в таких ин-тах, как промышленность, торговля, армия и т. п. В различении семейной и социальной связи намечена позднейшая дихотомия "общины" и "об-ва" (Теннис), "органической и механической солидарности" (Дюркгейм) и др. Природа социальной связи есть главный вопрос "социальной статики", к-рая имеет своим предметом взаимоотношение сохраняющихся при всех исторических условиях элементов социального организма. Здесь у К. на передний план выходит понятие "система", к-рое до сих пор остается одним из центральных в социологии. У К. оно органически связано с идеей эволюции. К. претендовал на то, что открыл "теоретический закон двойной эволюции", социальной и интеллектуальной одновременно. Речь идет о т. наз. "законе трех стадий" исторического развития, согласно к-рому "...все наши мысли необходимо проходят три сменяющих друг друга состояния: сначала теологическое состояние, где открыто господствуют спонтанно возникающие фикции, не имеющие доказательств; затем метафизическое состояние с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность; и, наконец, позитивное состояние, неизменно основывающееся на точной оценке внешней реальности" [1]. Каждое из этих трех состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны обществ. жизни. Так, теологическое состояние умов приводит к военно-авторитарному режиму, поскольку представление о богах ассоциируется с представлением о героях, от к-рых ведут родословную племенные вожди, а затем и аристократия возникающих гос-в. Своего завершения теологическая стадия достигает в "католическом и феодальном режиме". Считая биологию фундаментом социологии, К. объяснял механизм индивидуальной мотивации "инстинктивными импульсами", сочетания к-рых образуют "чувства". Помимо уже названных, К. упоминал еще инстинкты: "военный", "производительный", "изобретательский" и т. д. Столь разнообразный строй чувствований, часто противоречивых, нуждается в "гармонизации", чтобы социальная система не распалась. Эту функцию в истории об-ва и выполнял "теологический синтез", последней исторической формой к-рого был христианский монотеизм. Однако какова бы ни была прочность теологического порядка вещей, его неумолимо расшатывает социальный прогресс, в к-ром развитие человеческого интеллекта идет рука об руку с ростом технических усовершенствований ремесла, торговли и мореплавания. По мере развития интеллекта пробуждается критицизм, подрывающий религ. убеждения, образующие жизненный нерв всего социального порядка. Вместе с падением веры начинается распад социальных связей. Это разложение достигает апогея в период революционных кризисов, к-рые К. считает совершенно необходимыми для развития об-ва. Тогда и наступает "метафизическая эпоха", для к-рой характерно господство разрушительных воззрений, ибо абстракции метафизического разума противопоставляются исторически сложившейся реальности и приводят к возмущению существующим социальным порядком. Наследием революции явл. "анархия умов", с к-рой и призван покончить "позитивный синтез" научного знания. Средоточием этого синтеза явл. социология. Она теоретически обосновывает органическую связь "порядка" и "прогресса" и тем самым кладет конец бесплодным препирательствам "анархистов", не признающих порядка, и "ретроградов", отвергающих прогресс. В этом же направлении идет весь ход исторической эволюции с 13 в. (К. принимал во внимание лишь историю ведущих европ. народов, к-рые именовал "элитой человечества"). Направление этой эволюции определяется неуклонным нарастанием элементов нового "промышленного и мирного общества". Наиболее характерная черта совр. эпохи - преобладающее влияние промышленности на все обществ. процессы. Эти положения К. систематизировали и дополнили значит. фактическим материалом идеи Тюрго, Кондорсе, Сен-Симона. В середине 40-х гг. во взглядах К. происходит перелом. Он решает "расширить" социологию за счет "субъективного метода" и превратить ее в "практическую науку" преобразования об-ва на основе "социолатрии" - культа человечества как единого "Великого существа". К. утверждает, что взятый сам по себе человек - лишь "зоологический вид", его "истинная природа раскрывается только в Человечестве" как огромном организме, составленном из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. Выход в свет "Системы позитивной политики, или Трактата о социологии, устанавливающего религию Человечества" шокировал многих и вызвал раскол среди последователей К. Попытка создать "позитивную религию" свидетельствует о крахе просветительских иллюзий К., искавшего и не нашедшего реальной силы для осуществления социального переустройства. По К., самое совершенное изложение "системы наук" не способно ничего изменить в реальной жизни, ибо народ не состоит из одних ученых, да и сами ученые не могут прийти к единству. Поэтому необходим "второй теологический синтез" как духовная опора нового об-ва. Дальнейшая эволюция социальной мысли показала, что богостроительство К. не было случайным эпизодом. Его "вторая социология" может служить прообразом т. наз. "гуманистической социологии" экзистенциально-феноменологического типа, ныне популярной на Западе.

Другие записи

10.06.2016. АЛЬБЕРТ (Albert) Ханс
АЛЬБЕРТ (Albert) Ханс (08.02.1921,Кельн) - зап.-германский философ, социолог, экономист, один из ведущих представителей критического рационализма, проф. ун-та в Мангейме. В основе концепции А. лежит…
10.06.2016. АРЕНД (Arendt) Ханна
АРЕНД (Arendt) Ханна (14.10.1902, Ганновер - 04.12.1975, Нью-Йорк) - нем.-амер. философ и политолог, ученица Ясперса, Хайдеггера, Бультмана, Гуссерля. Изучала философию и теологию в Марбурге, Гейдельберге…
10.06.2016. АРОН (Аrоn) Раймон
АРОН (Аrоn) Раймон (14.03.1905, Париж-17.10.1983, Париж) - франц. социолог и публицист. С 1930 г.- проф. Кельнского, затем Берлинского ун-тов. После прихода к власти Гитлера вернулся во Францию, преподавал…
10.06.2016. АДОРНО, Визенгрувд-Адорно Теодор
АДОРНО (Adorno) Визенгрунд-Адорно Теодор (11.09.1903, Франкфурт-на-Майне - 6.08.1969, Фисп, Швейцария). Нем.социальный философ,социолог иск-ва (гл. обр. музыки) и лит-ры. Один из ведущих представителей…
10.06.2016. MEPTOH (Merton) Роберт Кинг
MEPTOH (Merton) Роберт Кинг (05.07.1910, Филадельфия) - амер. социолог, почетный профессор Колумбийского ун-та, президент Амер. социол. ассоциации (1957). Внес значит, вклад в разработку и формирование…