ЛОКК (Locke) Джон



ЛОКК (Locke) Джон (29.08.1632- 28.10.1704, Уайт) - англ. философ-просветитель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. В основе социальной философии Л. лежат идеи "естеств. права" и "обществ. договора", согласовывающиеся с его теорией познания (отрицание врожденных идей, постулирование опытной природы знания). Политическая теория Л., изложенная в "Двух трактатах о государственном правлении", направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естеств. состояния до гражданского об-ва и самоуправления. В естеств. состоянии люди свободны и равны между собой и перед Богом. Здесь свобода - это не анархия, а "естеств. право" следовать законам природы, данным Богом. Исполнительная власть естеств. закона воплощена в каждом индивиде, к-рый подчиняется разумным соображениям о самосохранении. Следование разумным естеств. законам позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Это согласие - основа "обществ, договора", по к-рому законодательная, исполнительная и "федеративная" власть передается правительству и осуществляется раздельно. Осн. целью правительства явл. защита естеств. права граждан на жизнь, свободу и собственность. Для перехода из естеств. состояния к обществ. ключевое значение имеет собственность. Каждый человек явл. собственником прежде всего своей жизни, а следовательно, и собственником средств жизнеобеспечения, осн. из к-рых явл. его труд. Человек имеет право и на то, "что он смешивает со своим трудом", т. е. право па собственность, к-рая принадлежит ему законно, если изъята из общего достояния без ущерба для др. К возможности такого изъятия в действительности Л., однако, относился скептически. Отношение каждого человека к гос-ву и правительству, к-рым - в отличие от гоббсовского "обществ, договора", устанавливающего суверенную власть правителя,- передается лишь часть всех его прав, определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед гос-вом, охраняющим эту собственность. Несоблюдение правительством правил "обществ, договора" (гл. обр. неприкосновенности собственности, гарантирующей индивидуальную свободу) делает его незаконным и дает право подданным на сопротивление. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Л. считал конституционную, парламентскую монархию (совр. ему реформы В. Оранского) наиболее оптимальной формой такого баланса и отрицал абсолютный (врожденный, божественный) политический приоритет королевской власти. Всеобщий закон нравственности, по Л., должен иметь основание, причем не во врожденных идеях и не в ограниченном человеческом разуме, но в Божественном откровении. Представление о Боге, по его мн., человек получает, лишь исследуя его творения с помощью разума. Такое представление у каждого глубоко индивидуально и уникально. Отсюда следует, что невозможно установить в действительности единых норм морали и требовать единообразия в решении вопросов совести и вероисповедания. Поэтому веротерпимость - одно из условий "обществ. договора" и законного правления. Приверженность тем или иным нормам морали и их прочность зависит скорее от привычки. Сочетание эмпиризма с деизмом у Л. осуществляется на основе скептицизма. Скептический провиденциализм у Л. подчеркивает роль случайности в человеческом понимании и оценке действительности, уникальность индивидуального мировоззрения и объясняет развитие и изменчивость моральных представлений, зависящих во мн. от индивидуального опыта, деятельности и ее рез-та - пользы. Польза есть конечная цель всякой деятельности; труд ради труда есть нечто неестественное. Свобода воли, по Л.,- это следование нравственности, критерием к-рой выступает разум. Филос. и социально-политические идеи Л. имели значит. влияние на развитие сенсуализма франц. материалистов, субъективного идеализма Беркли, скептицизма Юма. Этические и политические взгляды Л. были во мн. восприняты Дж. Толандом, Монтескье, отразились в политических декларациях амер. и франц. бурж. революций.Соч.: 1) Избранные философские произведения. М., 1960.

Другие записи

10.06.2016. ЛУКМАН (Luckmann) Томас
ЛУКМАН (Luckmann) Томас (14.10. 1927, Есенице, Югославия) - проф. социологии ун-та в Констанце (ФРГ), ученик и последователь Шюца, ведущий представитель феноменологической знания социологии. После смерти…
10.06.2016. ЛУМАН (Luhmann) Никлас
ЛУМАН (Luhmann) Никлас J08.12. 1927, Люнебург)-нем. (ФРГ) социолог-теоретик, ведущий представитель системного и функционального подхода в социологии; ординарный проф. общей социологии и социологии права…
10.06.2016. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич
ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875-1933) - деятель большевистской партии и советского гос-ва, публицист, философ, историк и теоретик культуры. Образование получил в Первой Киев. гимназии (1887-95)…
10.06.2016. ЛЭШ (Lasch) Кристофер
ЛЭШ (Lasch) Кристофер (р. 1926) - амер. социолог и историк культуры, проф. истории Рочестер. ун-та (США), автор популярной в 70-80 гг. на Западе концепции "нар-циссической культуры". В разнообразных…
10.06.2016. МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо
МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо (03.05.1469, Флоренция-22.06.1527, там же). - итал. гос. деятель, писатель, историк, классик политической мысли Нового времени. Осн. теоретические труды - "Государь",…