ЛУМАН (Luhmann) Никлас


ЛУМАН (Luhmann) Никлас J08.12. 1927, Люнебург)-нем. (ФРГ) социолог-теоретик, ведущий представитель системного и функционального подхода в социологии; ординарный проф. общей социологии и социологии права в Билефельдском ун-те (с 1968). Испытал влияние и ассимилировал существенные аспекты концепций Парсонса, Гелена, феноменологии и кибернетики. Начиная с первых методологических работ, содержащих программу "радикализованного функционализма", Л. решительно борется с элементами любого рода телеологии и "онтологической метафизики" в социологии. Для Л. нет ни самодостаточного бытия, ни самоценного смысла. Все может быть иначе ("контингентно"). Т. обр., нет традиционной расшифровки функциональности как "полезности", "целесообразности" и т. п. Функция оказывается "регулятивной смысловой схемой" сравнения контингентного и поиска функциональных эквивалентов. Область сопоставления указывает системная теория. В центр исследования Л. ставит отношение "система - окружающий мир", где функционально эквивалентные способы решения возникающих проблем получают общую точку отсчета. Система отграничена от окружающего мира как область меньшей "комплексности" от области большей "комплексности". "Комплексность" - не онтологическое свойство, а соотносительная характеристика системы и окружающего мира, зависящая от кол-ва элементов, возможных между ними связей, состояний, совместимых с опред. структурой, избирательности в соотнесении и др. Решение проблемы комплексности называется редукцией. По Л., редукция комплексности в психических и социальных системах носит смысловой характер. Предмет социологии - социальные системы. Смысловой выбор характеризуется тем, что за избранным всегда как бы просвечивает неизбранное, определенность достигается через отличенность от иного. Смысл имеет три измерения: предметное, временное и социальное. Самотождественность предмета - в отличии от др. предметов. Самотождественность настоящего - в различении горизонтов прошлого и будущего. Смысл социальности (и социальность смысла) - в непременной импликации "другого Я" при любом индивидуальном смыслополагании. Взаимодифференциация трех измерений - один из рез-тов эволюции. Простейшие социальные системы - "интеракции" - образуются через взаимосогласование (а не благодаря общим культурным нормам, как считал Парсонс) действий и переживаний присутствующих участников общения. Принципиально иной тип социальной системы - об-во, охватывающее все действия, достижимые для соотнесения друг с другом в коммуникации. Действие (понимаемое как "событие" в системе) есть подлинный элемент социальной системы, оно производится и воспроизводится в ней в соотнесении (коммуникации) с др. действиями-событиями. Человек как целостная личность не входит ни в одну систему, а явл. составляющей окружающего мира, комплексность к-рого представляет проблему для системы. Это становится особенно очевидно при эволюции и дифференциации социальных систем, удалении от непосредственного межличностного общения и автономизации крупных систем при нарастающей абстрактности об-ва как такового. В прошлом приоритет политики позволял об-ву самоинтерпретироваться ("тематизировать себя") как гос-во. Затем то же произошло с приоритетом экономики. Ныне об-во не более, чем предельная возможность повсеместного социального взаимодействия ("мировое об-во"). Автономизировавшиеся системы - "политика", "хозяйство", "наука", "религия", "право" - самопроизводятся ("аутопойесис"), их элементы соотнесены исключительно друг с другом ("самореференция"), что делает их непрозрачными друг для друга и осложняет взаимосогласование и совместное оперирование ("взаимопроникновение"). Но точно так же как любой элемент становится элементом лишь в самосоотнесении и само-отличении от иного, так и самотождественность системы обеспечивается через самосоотнесение с иным ("рефлексия"). Для этого разрабатываются специальные "рефлексивные механизмы", "органы рефлексии" и т. п., одновременно повышающие чувствительность системы к окружающему миру и неспособность воспринимать его помимо специфических системных критериев. Поэтому внутрисистемное общение гарантировано. "символически обобщенными средствами коммуникации" ("власть" в политике, "истина" в науке, "вера" в религии "любовь" в семье), а межсистемное'- затруднено. Описанное состояние совр об-ва Л. рассматривает как ненеобходимый рез-т не-необходимо протекающей эволюции. Механизмы эволюции ("изменчивость", "отбор", "стабилизация") и ее осн. этапы (переход об-ва от "сегментарной" дифференциации к "стратификации", а затем - к "функциональной" дифференциации) описаны в более традиционном ключе, чем все остальное. В целом системно-социол. словарь Л. все более широко используется в зап.-германской социологии, признанным лидером к-рой он явл. наряду с Хабермасом уже более 10 лет.
Соч 1) Soziologische Aufklarung. Bde. 1-3. Opiaden, 1970-1984. 2) Gesellschaftsstruktur u. Semanti.. Bde. 1-2. Fr./M„ 1981-1982. 3) So-ziale Systeme. Fr./M., 1984.

Другие записи

10.06.2016. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич
ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875-1933) - деятель большевистской партии и советского гос-ва, публицист, философ, историк и теоретик культуры. Образование получил в Первой Киев. гимназии (1887-95)…
10.06.2016. ЛЭШ (Lasch) Кристофер
ЛЭШ (Lasch) Кристофер (р. 1926) - амер. социолог и историк культуры, проф. истории Рочестер. ун-та (США), автор популярной в 70-80 гг. на Западе концепции "нар-циссической культуры". В разнообразных…
10.06.2016. МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо
МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо (03.05.1469, Флоренция-22.06.1527, там же). - итал. гос. деятель, писатель, историк, классик политической мысли Нового времени. Осн. теоретические труды - "Государь",…
10.06.2016. МАКЛУЭН (McLuhan) Герберт Маршалл
МАКЛУЭН (McLuhan) Герберт Маршалл (21.07.1911, Эдмонтон, Канада,- 31.12.1980, Торонто) - канадский социолог и культуролог, публицист. Взгляды М. сложились под влиянием X. Инниса, Мамфорда, П. Т. де…
10.06.2016. МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер
МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер (07.04.1884, Краков- 16.05.1942, Нью-Хейвен, США) -этнограф, глава функционалистского крыла англ. "социальной антропологии" (Функциональный подход в социологии). Осн.…