МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо


МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо (03.05.1469, Флоренция-22.06.1527, там же). - итал. гос. деятель, писатель, историк, классик политической мысли Нового времени. Осн. теоретические труды - "Государь", "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия", "Искусство войны" - написаны после падения Флорентийской республики, когда М. был отстранен от политической деятельности. М. первый стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в к-рой существуют "естеств. причины" и "полезные правила", позволяющие "учитывать свои возможности", чтобы "предвидеть заранее" ход событий и принять необходимые меры. Эта рационально-практическая установка в сфере политики решительно порывала с теологическим морализированием средневековья и намного опережала свое время. По М., высшее правило политики и главная ее проблема - найти тот образ действий, к-рый соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. Вот почему политика не сводится к простому усвоению общих предписаний, "тут нельзя говорить отвлеченно, ибо все меняется в зависимости от обстоятельств". Людям свойственно действовать по природной склонности своего характера и темперамента, один достигает цели "осторожностью и терпением", другой - "натиском и внезапностью", но оба неизменно терпят крах, когда условия требуют изменения манеры поведения, а человек остается при прежнем способе действия, ранее приносившем успех. Подготовка политического деятеля требует не только изучения истории, прежде всего античности (М. был человеком эпохи Ренессанса, боготворившим античную культуру), но и знания совр. жизни, постоянного наблюдения и размышления по поводу новых событий и действующих лиц на "авансцене" истории. Анализ нового исторического опыта и делает М. глубоко оригинальным мыслителем, а не эпигоном Аристотеля и Полибия, у к-рых он взял классификацию осн. форм правления (монархия, аристократия и демократия) и учение о вырождении каждой из этих форм в свою противоположность. Своеобразие М. как политического мыслителя состоит в том, что ни одну из этих форм он не считал совершенной и пригодной во всех обстоятельствах. В этом, по-видимому, разгадка кажущегося противоречия в его взглядах, когда в "Государе" он славит сильную личность властителя, непреклонно стремящегося к высокой гос. цели, а в "Рассуждении на первую декаду Тита Ливия" совершенно недвусмысленно выказывает симпатии к республике. Главный герой "Рассуждения..." - народ, к-рый "много превосходит государей и в добродетели, и в славе. А если государи превосходят народ в умении давать законы, образовывать гражданскую жизнь, устанавливать новый строй и новые учреждения, то народ столь же превосходит их в умении сохранять учрежденный строй" [I]. М. тяжело переживал беды родной страны, к-рую рвали на части крупнейшие "хищники" Европы - Франция и Испайия, видел гибельность между-усобных распрей мелких итал. гос-в. Его учение было теорией "нового госва" - гос-ва объединенной Италии. Под этим углом зрения в "Государе" обстоятельно анализируется политическая практика Ч. Борджа, к-рый с помощью расчетливого вероломства и хладнокровной жестокости присоединял к своему небольшому владению одну территорию за др., пока случай и собственная ошибка не привели к его падению. Размышляя над его действиями, М. выдвинул знаменитый тезис, что политик должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы - чтобы избежать расставленных капканов; льва - чтобы сокрушить противника в открытом бою. М. не был сторонником принципиального аморализма в политике, каким его часто представляли люди, действовавшие по его рецептам (напр., Фридрих II Прусский в сочинении "Анти-Макиавелли"), но считал, что в чрезвычайных обстоятельствах, когда "народ развращен", нужны и чрезвычайные меры. "Государь" - только один из факторов политической ситуации, в к-рую входят еще "народ", "знать" и "войско". Главным препятствием к объединению страны М. считал знать, по отношению к к-рой репрессии в опред. пределах неизбежны. Этот ход мыслей М. не рез-т его личной "злокозненности", а обобщение практики образования абсолютистских монархий. Но главным условием политического успеха М. считает "доблесть" (virtu), а не низость души, и апофеозом доблести заканчивается "Государь". Влияние идей М. на развитие политических учений было весьма значит. В наше время это влияние особенно заметно у Парето. Моски и Михельса.Соч.: 1) Избранные сочинения. М., 1982.

Другие записи

10.06.2016. МАКЛУЭН (McLuhan) Герберт Маршалл
МАКЛУЭН (McLuhan) Герберт Маршалл (21.07.1911, Эдмонтон, Канада,- 31.12.1980, Торонто) - канадский социолог и культуролог, публицист. Взгляды М. сложились под влиянием X. Инниса, Мамфорда, П. Т. де…
10.06.2016. МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер
МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер (07.04.1884, Краков- 16.05.1942, Нью-Хейвен, США) -этнограф, глава функционалистского крыла англ. "социальной антропологии" (Функциональный подход в социологии). Осн.…
10.06.2016. МАЛКЕЙ (Mulkay) Майкл
МАЛКЕЙ (Mulkay) Майкл (р. 1936) - англ. социолог науки, проф. Йоркского ун-та. В конце 60-х гг. выступил с критикой нормативной концепции науки Мертона. М. доказывал, что не нормы научного этоса, а…
10.06.2016. МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт
МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (17.02.1766, Рукери, близ Гилфорда,- 23.12.1834, близ Бата) - англ. экономист, идеолог обуржуазившейся земельной аристократии, один из основателей вульгарной политэкономии,…
10.06.2016. МАМФОРД (Mumford) Льюис
МАМФОРД (Mumford) Льюис (19. 10.1895, Флашинг, Нью-Йорк) - амер. философ и социолог. Автор значительного числа книг и статей, касающихся широкого спектра проблем социологии, политики, экономики, религии,…