МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер

МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер (07.04.1884, Краков- 16.05.1942, Нью-Хейвен, США) -этнограф, глава функционалистского крыла англ. "социальной антропологии" (Функциональный подход в социологии). Осн. полевые исследования в Меланезии (о-ва Тробриан, Новая Гвинея и др.). Интересы: вопросы экономики, пола, семейной жизни, родственных отношений, индивидуальной психологии (в 20-е гг. с т. зр. психоанализа, позже М. его противник), теория культуры, первобытного права, религии, этики, магии и "науки", этнографическая теория языка. Исходный пункт в становлении взглядов М.- оппозиция эволю-ционистским и диффузионистским теориям культуры, а также "атомистическому" изучению культурных черт вне социального контекста как, напр., в амер. культурантропологии (Боас и др.). Но перенос акцента с конструирования эволюционных стадий на "полный и ясный анализ культурной реальности" [3, 26], т. е. на систему социальных процессов, в наст. времени означал, по сути, не разрыв с эволюционизмом, а возрождение мотивов органицизма внутри его же. Ввиду неспособности членов "примитивного" (дописьменного) об-ва рационально объяснить свои обычаи и ин-ты, предлагалось рассматривать это об-во как сравнимую с организмом естеств. адаптивную систему, где за поверхностью явлений надо было увидеть, какую функциональную роль играет каждая ее часть относительно необходимых условий существования об-ва и потребностей его членов. "Функциональный взгляд на культуру настаивает на принципе, что в каждом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верование исполняют некую жизненную функцию, должны решить какую-то задачу, представляют собой необходимую часть внутри работающего целого" [1, 133]. Осн. единица функционального анализа у М.- ин-т культуры (напр., магии, религии и т. п.), объединяющий более или менее сложную совокупность родственных культурных признаков. Функциональное объяснение строилось на интуитивном выделении осн. потребностей и существенных зависимостей в изучаемой культуре. М. пытался связать осн. биологические (первичные) потребности человека с разнообразием социокультурных условностей (артефактов) и вторичных потребностей, порождаемых самой культурой. Это разнообразие, полагал М., можно упростить и упорядочить, если рассматривать культурные вариации как своего рода "мелизмы" на осн. темы добывания пищи, крова, обороны и воспроизводства. Культура выступает и как некий инструмент удовлетворения осн. потребностей человека и как совокупность артефактов, организованных традицией. Различия между культурами проявляются в закрепляемых ими способах удовлетворения потребностей и в характере передаваемых от поколения к поколению вторичных потребностей. Несмотря на то что М. выводил культуру из человеческих потребностей, на деле он отдавал предпочтение культурной традиции как осн. факту, формирующему индивида, его специфические нужды и умения. Наибольшую критику на М. всегда навлекало то, что позже Мертон назвал "постулатом универсальной функциональности": упрощающая исходная предпосылка, будто "все элементы культуры, если эта концепция (функ-ционалистская социальная антропология.- Ред.) верна, должны быть работающими, функционирующими, активными, действенными" (2, 625]. Иными словами, что всякое явление или событие, существующее внутри описываемой системы, в каком-то отношении будет благоприятно для нее. Обычно в этом постулате видят две стороны: (1) методологическое допущение, что для каждого действия и ин-та существует функция или функции; (2) содержательное утверждение о характере существующих об-в, что они не содержат нефункциональных элементов. Первое положение признается совр. методологами науки хотя и "нефальсифицируемым" (по Попперу), но эвристически полезным, ибо оно ориентирует на поиск побочных эффектов и неочевидных связей одних ин-тов, обычаев, родов деятельности в данном об-ве с др., побуждает ставить интересные вопросы. Второе чаще всего отвергают, ибо оно подразумевает нереалистическую и малопригодную для большинства исследовательских целей модель работы (функционирования) об-ва как гармонично интегрированного, идеально связного и стабильного целого с внутр. саморегуляцией, охватывающей весь обществ, организм. М. повлиял на общую теорию социол. функционализма (особенно в США) своими идеями об интегральности каждой культуры, о сложных взаимосвязях между об-вом, культурой и индивидом, поисками корней культуры в потребностях и способностях индивида как ее носителя. Но мн. историки науки ценят М. как блестящего полевого исследователя, для к-рого "поле" - исходный пункт и цель в себе. "Функционализм" М. до сих пор привлекает эмпирически настроенные умы своей нацеленностью на объяснения, к-рые требуют только известных и наблюдаемых фактов, добытых прямым исследованием из первых рук, и обходятся без исторических догадок.

Соч.: 1) Anthropology//Encyclopedia Britanni-са. 1926. 2) Culture//Encyclopedia of the social sciences. 1931. 3) A scientific theory of culture and other essays. N. Y., 1969.


МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер (1884-1942) - англ. этнограф и социолог польского происхождения, один из основателей и лидеров функциональной школы в англ. социальной антропологии. Изучал физику и математику в Ягеллон. ун-те в Кракове, где получил в 1908 степень доктора философии. Под влиянием книги Фрэзера "Золотая ветвь" стал изучать антропологию. В Лейпциг, ун-те изучал психологию и истор. политэкономию под руководством Вундта и К. Бюхера, в 1910 поступил в Лондон, школу экономики. В 1914-18 проводил интенсивные полевые исследования в Меланезии (Н. Гвинея, о-ва Тробриан). С 1927 проф. социальной антропологии в Лондон, ун-те; возглавил кафедру антропологии. В 1938-42 работал в Йельском ун-те (США). Осн. труды: "Аргонавты зап. части Тихого океана" (1922), "Преступление и обычай в аборигенном об-ве" (1926), "Секс и подавление в аборигенном об-ве" (1927), "Сексуальная жизнь аборигенов северо-зап. Меланезии" (1929), "Коралловые сады и их магия" ( 1935), "Научная теория культуры" (1944), "Динамика культурного изменения" (1945), "Магия, наука и религия" (1948).

М. противостоял эволюционистским и диффузионистским теориям культуры, выступал против рассмотрения отд. черт, аспектов, элементов культуры в отрыве от культурного контекста. Культуру он понимал как целостную, интегрированную, согласованную систему, все части к-рой тесно связаны друг с другом. Исходя из этого, он требовал рассматривать каждый аспект культуры в том целостном культурном контексте, в к-ром он функционирует. Считая культуру универсальным феноменом, он утверждал, что культуры принципиально сравнимы и что сравнит, анализ культур позволяет открыть универсальные культурные закономерности. Он придавал большое значение сбору эмпирич. материала в "полевых" условиях и внес большой вклад в развитие методол. принципов полевого исследования. Гл. задача полевого антрополога - понять чужую культуру, увидеть ее "изнутри", глазами человека, живущего в этой культуре. Выполнение этой задачи возможно только с помощью включенного наблюдения: исследователь должен жить среди тех людей, к-рых он изучает, наблюдать во всех подробностях их повседневное поведение, собирать и фиксировать малейшие детали их жизни, общаться с ними на их родном языке и т.д. Все теор. обобщения должны опираться на собранные т.о. факты. Но факты, прежде чем стать основой для обобщений, нуждаются в систематизации, классификации и интерпретации; полевой антрополог нуждается в методологии, к-рая обеспечила бы возможность такой систематизации. В качестве такого метода М. предложил функциональный подход, ориентированный на изучение живых культур, позволяющий избежать произвольных и необоснованных обобщений и являющийся необходимой предпосылкой полевого исследования и последующего сравнит, анализа. В основе функционального подхода М., сложившегося под влиянием франц. социол. школы, лежит допущение, что "в каждом типе цивилизации каждый обычай, материальный предмет, идея и верование выполняют опр. жизненную функцию, имеют некую задачу, к-рую они должны выполнять, представляют собой незаменимую часть в пределах работающего целого". Этот принцип, названный впоследствии "постулатом универсальной функциональности", был подвергнут острой критике. М. выводил культуру из человеч. потребностей: первичных (базовых потребностей в пище, крове, одежде и т.д.) и вторичных (производных, культурных по происхождению). В центре исследований М., опирающихся гл. обр. на данные, собранные им в экспедиции на о-вах Тробриан, лежал анализ разл. культурных институтов, реализующий его функционалистскую парадигму (первобытная экономика, церемониальный обмен, магия, религ. верования, мифологии, брак и семья, культурные изменения и т.д.).

М. сыграл решающую роль в формировании англ. школы антропологии, внес большой вклад в трансформацию спекулятивной антропологии 19 в. в совр. науку о человеке. Высоко оцениваются его попытки внедрения в антропологию психол. объяснений.

Соч.: The Dynamics of Culture Change. New Haven; L, 1946; A Scientific Theory of Culture, and Other Essays. N.Y., I960; Argonauts of the Western Pacific. N.Y., 1961; Coral Gardens and Their Magic. V. 1. Bloomington, 1965; Dziela. Warsz., 1984-1987. Т. 1-6; Dziela. Warsz., 1990; Магия, наука и религия // Магический кристалл. М., 1992.

Лит.: Gluckman М. An Analysis of the Sociological Theories ofBronislaw Malinowski. Cope Town, 1949; Man and Culture. An Evaluation of the Work of Bronislaw Matinowski. L., 1957; Panoff М. Bronislaw Malinowski. P., 1972; PaluchA.K. Malinowski. Warsz., 1983.
В. Г. Николаев. Культурология XX век. Энциклопедия. Том второй м-я С-П., Университетская книга. 1998

Другие записи

10.06.2016. МАЛКЕЙ (Mulkay) Майкл
МАЛКЕЙ (Mulkay) Майкл (р. 1936) - англ. социолог науки, проф. Йоркского ун-та. В конце 60-х гг. выступил с критикой нормативной концепции науки Мертона. М. доказывал, что не нормы научного этоса, а…
10.06.2016. МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт
МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (17.02.1766, Рукери, близ Гилфорда,- 23.12.1834, близ Бата) - англ. экономист, идеолог обуржуазившейся земельной аристократии, один из основателей вульгарной политэкономии,…
10.06.2016. МАМФОРД (Mumford) Льюис
МАМФОРД (Mumford) Льюис (19. 10.1895, Флашинг, Нью-Йорк) - амер. философ и социолог. Автор значительного числа книг и статей, касающихся широкого спектра проблем социологии, политики, экономики, религии,…
10.06.2016. МАННГЕЙМ (Mannheim) Карл
МАННГЕЙМ (Mannheim) Карл (27. 03.1893, Будапешт-09.01.1947, Лондон) - нем. философ и социолог, один из создателей знания социологии. Учился в ун-тах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды…
10.06.2016. МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт
МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (19. 07.1898, Берлин-29.07.1979, Штарнберг) - нем.-амер. философ и социолог, представитель франкфуртской школы неомарксизма; работал во Франкфуртском ин-те социальных исследований.…