ВЕБЕР (Weber) Альфред


ВЕБЕР (Weber) Альфред (30.07. 1868, Эрфурт-2.05.1958, Гейдельберг) - нем. социальный философ, социолог и экономист. Проф. Пражского (1904-1907) и Гейдельбергского (с 1907) ун-тов. Научную деятельность начал как экономист [I], затем центр его интересов переместился в область социологии, истории и культуры ("Идеи социологии государства и культуры", 1927). Находясь под влиянием идей Шпенглера, В. пытался создать науку об "историческом мире", позволяющую его современникам сориентироваться относительно своего настоящего и будущего. Но, в отличие от Шпенглера, В. считал, что это должна быть не философия, а социология истории. Подобно Шпенглеру В. разлагал мировую историю на ряд всемирно-исторических культур, к-рые, несмотря на свою уникальность, сходны в том отношении, что каждая переживает период молодости, зрелости и упадка. Однако, в отличие от Шпенглера, В. рассматривал "культуру" и "цивилизацию" не как две фазы развития культурно-исторических целостностей, но как два относительно самостоятельных аспекта каждой из них - собственно духовный (религия, философия, иск-во) и научно-технический. Кроме того он выделял еще и третий - специфически социальный аспект, толкуя социальность в духе, близком антропологической ориентации в социологии. Процесс развития каждой из выделяемых В. культурно-исторических целостностей представлялся как рез-т взаимодействия ее социол., цивилизационного и культурного факторов, каждый из к-рых играет "со-определяющую" роль в развитии двух др. Сами эти культурно-исторические целостности воплощаются, по В., в больших "телообразных жизненных единствах", к-рые он называет "народами в широком смысле слова": они-то и явл. реальными носителями всемирно-исторического процесса, переходящего от одного такого единства исторической общности людей и их судьбы, складывающейся не без влияния опред. географических и климатических условий, к др., от др.- к третьему и т. д. В этих "единствах", к-рые В. толковал как "тотальность естественных человеческих сил, влечения и воли", социология видит "обществ, тела", несущие "всемирно-исторические культуры", стремясь выделить в этих "телах" типические тенденции формообразования и развития. Одна из осн. тенденций, роднящая все эти "обществ, тела", заключается в движении по пути ко все более крупным, прочным и зрелым социальным порядкам. Конечная стадия этого движения - оцепенение, старческое разложение этих "тел" или их "мировая экспансия", в к-рой исчезает собственная "телесная" определенность подобных "тотальностей", выливаясь в универсальный процесс общечеловеческого "свершения". По мн. В., социология, стремящаяся постичь этот процесс, должна постоянно иметь в виду взаимодействие "обществ, тела" с культурой, с одной стороны, и цивилизацией - с др., а также воздействие культуры и цивилизации друг на друга. Начиная с книги "История культуры" и кончая работой "Третий или четвертый человек" [4], В. все более определенно рассматривал в кач-ве цели своей социологии социол. анализ истории, предлагающий социальную структуру всемирно-исторических народов в кач-ве основополагающей схемы, отводя в ней опред. место "генерализующей" тенденции цивилизации, с одной стороны, и "индивидуализирующей" тенденции культуры - с др. Историческая культур-социология В. оказывается, т. обр., некрой формой онтологизации методологической антиномии номотетического и идиографического подходов. Социально-политические воззрения В. имеют определенно выраженный консервативный характер, что обусловило восприятие его идей нек-рыми из совр. социологов неоконсервативной ориентации. В стремлении таких социологов, как Белл, выделить в совр. капиталистическом об-ве относительно самостоятельные "оси" его развития (напр., "ось" культуры) чувствуется отголосок схематики В.
Соч.: 1) Uber den Standort der Industrien. Teil 1. Munch., 1909. 2) Kulturgeschichte als Kultursoziologie. Munch., 1935. 3) Prinziplien der Geschichts und Kultursoziologie, Munch., 1951. 4) Der dritte oder der vierte Mensch. Munch., 1953.

ВЕБЕР (Weber) Альфред (1868-1958) - нем. социолог культуры и экономист. Проф. Праж. (1904-07) и Гейдельберг. (с 1907) ун-тов. После прихода к власти национал-социалистов отстранен от преп. деятельности и целиком посвятил себя написанию научных трудов. Начав свою карьеру как экономист, В. вскоре переключился на социологию культуры, к-рую толковал однако весьма расширительно, так что она предстала у него в конце концов как социальная философия мировой истории. Отчасти здесь сказалось опр. влияние идей Шпенглера, хотя нек-рые из них были явно предвосхищены В. в ходе предшествующей идейной эволюции, психол. мотивом к-рой была его оппозиция к неокантианскому аксиологизму его старшего брата Макса Вебера, толкавшая В. в сторону философии жизни. В той же связи необходимо особо подчеркнуть влияние на него бергсонианства, а также экзистенциальной философии Хайдеггера и Ясперса, к-рому он явно обязан своей идеей трансценденции, кристаллизовавшейся в культур-социол. построении В. в последний период его идейной эволюции.

Подобно Шпенглеру В. пытался предложить цельное видение всемирной истории, к-рое позволило бы ему самому и его современникам определить свое место в ней, ориентироваться относительно своего настоящего и будущего, постигнув своеобразие "судьбы Запада", или, как сказал бы автор "Заката Европы", "фаустовского человечества". Но в отличие от Шпенглера, поразившего его истор. воображение, В. считал, что это должна быть не философия, а именно социология истории, восполняющая чисто умозрит. размышления о ее судьбах более конкр. сведениями о генезисе и структуре всеобщей истории, добытыми в рамках всего комплекса наук о культуре и осмысленными с помощью методов, находящихся в распоряжении философски искушенной социологии, понятой в качестве синтетич. науки о культуре: идея, к-рая была заимствована В. у М. Вебера, - с тем, впрочем, отличием, что для последнего социология была не столько синтетической, сколько аналитич. наукой о культуре.

Рассматриваемый синтетически, истор. процесс предстает у В. как своеобр. констелляция (понятие, операционализированное социологически еще его братом, но у него самого получившее предельно расширит. толкование) в каждый данный момент времени трех разнопорядковых, и разноуровневых аспектов, подчиненных своей собств. ритмике. Во-первых, телесно-витального, воплощаемого политически конституированными социально-экон. образованиями, к-рые он называл "истор. телами"; это собственно социол. аспект, предполагающий расширит, веберовское толкование социальности, куда включается и экономика и политика. Во-вторых, рационально-интеллектуального, воплощаемого непрерывным постулат, развитием науки и техники (научно-техн. прогрессом, обладающим своей собств. логикой): цивилизационный аспект. Наконец, в-третьих, душевно-духовного, воплощаемого наивысшими достижениях культуры - образцами религ., нравств. и филос. творчества, в к-рых людям приоткрывает себя "трансцендентное": культурный аспект. В противоположность Шпенглеру В. различает "культуру" и "цивилизацию" не в качестве двух фаз в эволюции каждого из больших культурно-истор. образований, а в качестве двух разл. измерений человеч. бытия, двух способов выхода за границы эмпирич. существования людей - рац. и сверхрационального: выход за рамки истор. эпохи, с одной стороны, и прорыв за пределы истор. измерения (в трансцендентное) вообще, с другой. В обоих случаях разрывался заколдованный круг культурно-истор. солипсизма автора "Заката Европы".

В рамках своего культур-социол. построения В. стремится одновременно и ответить на "вызов", брошенный Шпенглером традиционно-прогрессистскому пониманию истории, и тем не менее избежать его циклизма, явно имевшего ницшеанские истоки, в рамках к-рого история по сути дела самоликвидировалась в пользу принципа "вечного возвращения одного и того же", а на месте единого общечеловеч. процесса эволюции, как бы она ни понималась, оказывался ряд замкнутых на себя локальных "культур", подчиненных одному и тому же биол. ритму "изживания жизни": рождение - возмужание - старение - смерть. Эта схема преодолевалась В. по двум направлениям: по линии цивилизации с ее механизмом преемственности научно-техн. прогресса и по линии культуры с ее открытостью трансцендентному вопреки всем превратностям истор. судеб человечества. И только применительно к индивидуально опр. "истор. телам", самоутверждавшимся в вековечной борьбе друг с другом, В. допускал вышеупомянутую ритмику витальности.

Процесс эволюции каждого из выделяемых В. культурно-истор. образований предстает у него как рез-т сложного взаимодействия социально-экон., цивилизац. и культурного факторов, каждый из к-рых играет одновременно "соопределяющую" роль в функционировании двух других. Сами же социокультурные образования, формирующиеся в процессе такого взаимопроникновения гетерогенных факторов, воплощаются в больших "телообразных жизненных единствах", к-рые он называет "народами в широком смысле слова". Они-то и являются фактич. носителями всемирно-истор. процесса, переходящего от одного такого единства истор. общности людей и их судьбы (складывающегося не без весьма существ, влияния опр. геогр. и климатич. условий) к другому, от него - к третьему и т.д. В этих простейших "единицах" истор. измерения, толкуемых как тотальность естеств. человеч. сил, влечения и воли, социология В. видит "обществ, тела", несущие всемирно-истор. культуры, стремясь выявить в этих "телах" типич. тенденции социально-истор. формообразования и эволюции.

Одна из осн. тенденций, роднящая эти "обществ. тела", заключается в движении ко все более крупным, прочным и зрелым социально-экон. образованиям. Тем не менее конечная стадия их индивидуальной эволюции - оцепенение, окостенение и, наконец, старческое разложение этих "тел". Или их мировая экспансия (опять шпенглеровский мотив), в к-рой исчезает собственно "телесная" определенность подобных истор. "тотальностей", выливаясь в универсальный процесс общечеловеч. свершения. При этом наука, стремящаяся постичь этот процесс во всей его определенности, непременно должна иметь в виду взаимодействие каждого "обществ, тела" и с культурой, сообщающей душевно-духовный смысл его существованию, и с цивилизацией, обеспечивающей всеобщий элемент преемственности в его индивидуальной эволюции, а также конкр. воздействие друг на друга культуры и цивилизации в рамках неповторимого "здесь-и-теперь". Так решает В. антиномию индивидуализирующего (идиографич.) и генерализующего подходов в гуманитарных науках, над разрешением к-рой бился уже его брат Макс.

Стремясь сохранить целостность понимания всемирной истории (к-рой, кроме всего прочего, угрожала также и его собств. концепция многоаспектности истор. процесса, где каждый аспект предполагал свой собств. принцип рассмотрения), В. настаивает на "ступенчатом" характере ее эволюции, где каждая последующая ступень предстает в качестве внутренне связанной с предыдущей, задающей ей жизненно важные проблемы. Этот пункт веберовской схематики всемирно-истор. процесса, в к-ром каждая новая фаза как бы "отталкивается" от предыдущей, в то же время получая творч. импульс от задаваемых ею антиномий, заставляет вспомнить о знаменитой гегелевской "триаде", выстроенной по модели "отрицания отрицания". С тем, правда, отличием, что у В. последним ее звеном оказывается не победа разума, а тотальный кризис человечества, оказавшегося перед угрозой самоуничтожения, этой последней "сфинксовой загадки", заданной ему его собств. эволюцией. И единственное, что, согласно последнему убеждению В., еще оставляет людям надежду на спасение, это вера в возможность радикального изменения полит, и социально-экон. условий их существования, воспроизводящих в массовом масштабе устрашающую карикатуру на ницшеанского "последнего человека". Согласно веберовской всемирно-истор. типологии человека, это "четвертый человек" - безвольный и бездумный робот тоталитарно-бюрократич. машины, торжество к-рого в глобальном масштабе означало бы ликвидацию истории человечества как таковой.

В свете этого итога идейной эволюции В., - к-рая вновь и вновь обнаруживала свое глубокое "избират. сродство" с фактич. эволюцией человечества в метавшемся в конвульсиях 20 в., - его культур-социол. концепция предстает как теория общего кризиса современности ("модерна"). Теория не столько синтетическая, сколько синкретическая, ибо состоит из гетерогенных блоков, слитых воедино общим трагич. мироощущением.

Соч.: Ober den Standort der Industrien. Т. I. Tub., 1920; Ideen zur Staats- und Kultursoziologie. Karlsruhe, 1927; Kulturgeschichte als Kultursoziologie. Munch., 1950; Prinzipien der Geschichts- und Kultursoziologie. Munch., 1951; Der dritte oder der vierte Mensch. Munch., 1953; Теория размещения промышленности. Л.; М., 1926; Избранное. Кризис европ. культуры. СПб., 1998.

Лит.: Eskert R. Kultur. Zivilisation und Gesellschaft. [Basel]-Tub., 1970; Demm E. Ein Liberater in Kaiserreich und Republik. Boppard am Rhein, 1990.
Ю.Н.Давыдов. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998

Другие записи

10.06.2016. ВЕБЕР (Weber) Макс
ВЕБЕР (Weber) Макс (21.04.1864, Эрфурт - 14.06.1920, Мюнхен) - нем. социолог, социальный философ и историк; основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Преподавал во Фрайбургском…
10.06.2016. ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунд
ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунд (30.07.1857, Като, штат Висконсин, США-03.08.1929, Пало Алто, штат Калифорния, США) - амер. социолог, экономист, социальный критик. Опред. влияние на формирование взглядов…
10.06.2016. ВИЗЕ (Wiese und Kaiserwaldau) Леопольд фон
ВИЗЕ (Wiese und Kaiserwaldau) Леопольд фон (02.12.1876, Глац - 11.01.1969, Кёльн)-нем. социолог, представитель т. наз. формальной школы в социологии, проф. в Ганновере (1908-1911), основатель (наряду с…
10.06.2016. ВИКО (Vico) Джамбаттиста
ВИКО (Vico) Джамбаттиста (23.06. 1668, Неаполь - 23.01.1774, там же) - основоположник философии истории Нового времени. Его главный труд "Основания новой науки об общей природе наций" (1725) представляет…
10.06.2016. ВИРТ (Wirth) Луис
ВИРТ (Wirth) Луис (28.08.1897, Гемюндер, Германия - 03.05.1952, Буффало, Нью-Йорк, США)-амер. социолог, представитель чикагской школы. Президент Амер. социол. ассоциации (1947-1948 гг.), первый…