ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунд

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунд (30.07.1857, Като, штат Висконсин, США-03.08.1929, Пало Алто, штат Калифорния, США) - амер. социолог, экономист, социальный критик. Опред. влияние на формирование взглядов В. оказали Дж. Кларк, Самнер, Л. Лафлин, Милль, Кант, К.Маркс. Преподавал в ун-тах Чикаго, Миссури, Нью-Йорка. Представитель институциональной школы. В своих исследованиях В. сочетал исследование наст. состояния социальных явлений с эволюционно-генетическим анализом их прошлого на основе изучения исторических источников. Во мн. намерения и стиль работы В. аналогичны совр. исторической социологии. История человеческой цивилизации, по В.,- это смена преобладающих в опред. периоды истории различ. социальных ин-тов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычки мышления. Первая стадия - доисторические времена первобытного об-ва; вторая - исторические времена "грабительского об-ва", включающего эпоху варварства (непосредственного военного насилия) и эпоху денежного об-ва (насилия, опосредованного товарно-денежными отношениями); последняя, в свою очередь, включает ремесленную и машинную ступени. В доисторические времена социальные ин-ты лишь зарождались и социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов, среди к-рых В. называл главными родительский инстинкт, инстинкт мастерства и "праздного любопытства" (познания). Эти инстинкты сохраняют основополагающее значение и для др. эпох. Время машинной корпоративной индустрии характеризуется, по В., ин-тами "денежной конкуренции" и "показного потребления". В решении вопроса о механизме обществ, развития В. своеобразно сочетал распространенную в его время схему социального дарвинизма (Дарвинизм социальный), основанную на законах естеств. отбора, адаптации и борьбы за существование, с одной стороны, с концепциями опережающего технико-экономического развития и культурного отставания - с др. По его мн., двигателем развития об-ва явл. развитие экономики, промышленного производства, к-рое опережает развитие социальных ин-тов, норм социальной жизни и влечет за собой их изменения, а в конечном счете и смену. Осн. характеристика состояния об-ва в начале 20 в.- противостояние интересов индустрии и бизнеса. В преодолении этого противостояния авангардную роль, по В., призвана играть технократия - все специалисты и руководители производственного процесса, к-рые явл. носителями интересов развития производства, науки и техники, роста обществ. 'и индивидуального благосостояния в противовес частнособственническим, корыстным интересам бизнесменов. Технократы, по В., обладают достаточными знаниями и умением, чтобы приводить отстающие в своем развитии институциональные формы в соответствие с новейшими технологическими изменениями. Технократическая теория В. стала неотъемлемой частью совр. зап. социологии (Индустриальное об-во, Постиндустриальное об-во. Стадий роста концепции, Гэлбрейт, Белл, Ростоу, Тоффлер). В.- один из создателей социол. концепции потребления. Индивидуальный акт приобретения к.-л. вещи представляет собой (особенно в "машинную эпоху") не столько экономический акт товарно-денежного обмена, сколько акт "показного потребления", демонстрирующего принадлежность индивида к опред. классу. Потребляемые индивидом вещи В. рассматривал как символы или показатели статуса потребителя. При массовом производстве товаров, не принадлежащих к числу необходимых, потребление индивида связано не с жизненной потребностью, а с соображениями поддержания или повышения опред. мнения о нем в глазах людей его круга. Такое понимание потребления и его роли в совр. социальных отношениях легло в основу создания концепции об-ва потребления (Об-во изобилия, Благоденствия массовое об-во), пороки к-рого В. обличал задолго до его реального становления.Соч.: 1) Теория праздного класса. М., 1984. 2) Instinct of the workmanship and the state of the industrial arts. N. Y., 1914. 3) The engineers and the price system. N. Y., 1921.

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунде (1857- 1929) -амер. социолог и экономист. В 1884 окончил Йельский ун-т со степенью д-ра философии. Преподавал в Чикаг. (1892-1905), Стэнфорд. ун-тах (1906-09), ун-те штата Миссури (1911-17). В начале 1918 оставил академич. карьеру. На воззрения В. оказали серьезное влияние труды Дарвина, Маркса, У.Самнера, Дж. Кларка, Дж. Ст. Милля. Осн. работа "Теория праздного класса" (1899).

В своих истор. построениях В. исходил из разработанной им. периодизации культурной истории человечества. Человеч. культура проходит через четыре стадии: 1) миролюбивую доистор.; 2) хищническую; 3) квазимиролюбивую стадию, т.е. стадию денежного соперничества (вторую и третью стадии В. объединял в эпоху варварства); 4) миролюбивую экон. стадию. Движущие силы человеч. поведения - инстинкты: основные из них - родительский, "инстинкт мастерства" и инстинкт любопытства. На ранних стадиях истор. развития инстинкты проявляются в чистом виде, а на более поздних - трансформируются и принимают завуалированные формы. Типы поведения, диктуемые этими инстинктами, закрепляются обычаем и отливаются в форму институтов. В. рассматривал институты как осн. единицу анализа; один из важнейших институтов совр. об-ва - институт праздного класса. В. попытался проследить становление праздного класса, его эволюцию, выявить его осн. характеристики и последствия функционирования данного института для образа жизни об-ва в целом.

Возникновение праздного класса происходит в период перехода от "миролюбивой" стадии культурного развития к его "хищнической", или воинственной стадии вместе с разделением труда. Фактическое разделение труда сопровождается разделением занятий в человеч. сознании на почетные и непочетные. К почетной деятельности (осн. черта ее - непроизводственный характер) относятся четыре категории занятий: 1) управление; 2) военное дело; 3) священнослужение; 4) спорт и развлечения. Почетные занятия становятся привилегией верхних слоев об-ва, а со временем и единств, видами их деятельности; низшие же слои к почетной деятельности не допускаются. В процессе формирования и закрепления классовых различий понятия "доблести", "достоинства", "почета" приобретают первостеп. важность. Вследствие "инстинкта мастерства" (стремления к результативным и эффективным действиям) человек склонен сравнивать достигаемые им результаты с рез-тами других; это "завистливое сравнение" порождает соперничество и стремление превзойти других. На стадии хищнической культуры это превосходство начинает утверждаться прежде всего путем приобщения к доблестной деятельности и освобождения от нудной рутинной работы. Праздность становится ключом к снисканию обществ, уважения. На квазимиролюбивой (денежной) стадии экон. соперничества институт праздного класса достигает наивысшего развития и приобретает свою окончат, форму. Он формируется как класс собственников; обладание собственностью, наряду с демонстративной непричастностью к трудовой деятельности, становится "престижным свидетельством силы владельца" и "общепринятой основой уважения".

Осн. характеристика праздного класса - "демонстративность", поддержание внешних атрибутов обществ. преуспеяния и своего высшего положения в социальной иерархии. Денежный успех представителя праздного сословия подчеркивается его демонстративной непричастностью к трудовой деятельности; труд, по крайней мере на виду у других, становится для него запретным занятием. В число достойных праздного класса занятий включаются управление, неутилитарные личные хобби (получение практически бесполезных знаний и умений, неутилитарное повышение образования), спорт, развлечения, азартные игры, участие в деятельности элитарных клубов, освоение внешней атрибутики праздного класса (правил вежливости и этикета, умения держать себя, церемониального поведения).

Особой формой публичного признания денежного успеха является демонстративное потребление - расточительность, приобретение дорогих и бесполезных вещей, предметов роскоши. Демонстративное потребление обретает для представителя праздного класса принудит. характер: он должен удостоверять т.о. свой высокий социальный статус регулярно и постоянно, иначе он утратит обществ, уважение.

Роль праздного класса в совр. об-ве определяется, по В., его высшим положением в социальной иерархии и человеч. психологией, побуждающей низшие классы к "завистливому сравнению" и стремлению превзойти других. Праздный класс становится эталоном достойного положения в об-ве, его образ жизни становится нормой для всего об-ва. В десакрализованном об-ве праздный класс, воплощая в себе обществ, идеал, выполняет, т.о., "псевдосвященную функцию".

Соч.: The Instinct of Workmanship and the State of the Industrial Arts. N.Y., 1918; The Theory of Business Enterprises. N.Y., 1936; Теория праздного класса. М., 1984.

Лит.:Schneider L. The Freudian Psychology and Veblen's Social Theory. N.Y., 1948; Dowd D. Thorstein Veblen. N.Y., 1966; Riesman D. Thorstein Veblen. A Critical Interpretation. N.Y.; L., 1953.
В. Г. Николаев. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998

Другие записи

10.06.2016. ВИЗЕ (Wiese und Kaiserwaldau) Леопольд фон
ВИЗЕ (Wiese und Kaiserwaldau) Леопольд фон (02.12.1876, Глац - 11.01.1969, Кёльн)-нем. социолог, представитель т. наз. формальной школы в социологии, проф. в Ганновере (1908-1911), основатель (наряду с…
10.06.2016. ВИКО (Vico) Джамбаттиста
ВИКО (Vico) Джамбаттиста (23.06. 1668, Неаполь - 23.01.1774, там же) - основоположник философии истории Нового времени. Его главный труд "Основания новой науки об общей природе наций" (1725) представляет…
10.06.2016. ВИРТ (Wirth) Луис
ВИРТ (Wirth) Луис (28.08.1897, Гемюндер, Германия - 03.05.1952, Буффало, Нью-Йорк, США)-амер. социолог, представитель чикагской школы. Президент Амер. социол. ассоциации (1947-1948 гг.), первый…
10.06.2016. ВОЛЬТМАН (Woltmann) Людвиг
ВОЛЬТМАН (Woltmann) Людвиг (18.02.1871, Золинген-30.01.1907, Генуя) - нем. философ, социолог и публицист, по образованию - врач-окулист, основатель журнала "Politisch-Anthropologische Revue" (1902).…
10.06.2016. ВОРМС (Worms) Рене
ВОРМС (Worms) Рене (08.12.1869, ренн - 12.02.1926, Париж) - фг)анц. социолог и философ, основатель журнала "Revue internationale de sociolo-crie" (1893), Международного ин-та социологии (1894) и Парижского…