ВИКО (Vico) Джамбаттиста
(23.06. 1668, Неаполь - 23.01.1774, там же) - основоположник философии
истории Нового времени. Его главный труд "Основания новой науки об
общей природе наций" (1725) представляет собой амальгаму
филос.-антропологической рефлексии ("исторической метафизики
человеческого рода"), исследований гносеологической специфики
социального познания, обобщений социол. типа и культурологической
герменевтики (интерпретация античной мифологии и гомеровского эпоса,
зачатки сравнительно-исторического языкознания). В. стремился с
поверхности исторического бытия выйти на уровень
сущности и уловить постоянный закон исторических изменений - "Вечную
Идеальную историю... соответственно которой протекают во времени все
отдельные Истории Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии,
упадке и конце" [I]. "Новая наука" В.
одновременно и теоретическая, поскольку ее предмет - "общая природа
наций", и вместе с тем историческая, ибо, по его мн., во-первых, нужно
учитывать "движение наций", и, во-вторых, чтобы теория приобрела
достоверность, общую идею следует "посмотреть на фактах".
В. в известной мере предвосхищает совр. постановку вопроса о
соотношении истории и социологии. Вопрос этот приобрел особую
актуальность в связи с кризисом "аналитической социологии". Еще ближе
взгляды В. к популярной на Западе в 20 в. идее "социокультурной
динамики". В. отмечает "три типа времен": религ., героические (или
"поэтические") и гражданские. Каждая из этих эпох имеет характер
целостной формации со специфическими нравами, правоотношениями, особым
"авторитетом власти" (в совр. социологии это называется
"легитимацией"), формой правления, способом общения и мышления. Под
"нравами" В. понимает не только мораль, но и экономику. Он видит связь
между экономикой и политикой, а также решающее значение "борьбы
сословий" в динамике политических форм. "Гражданский мир" с самого
начала был основан "на двух вечных противоположных свойствах,
вытекающих из природы вещей... Плебеи... стремятся изменить
Государство, они всегда его и изменяют, а Благородные всегда стремятся
сохранить его" [I]. В рез-те аристократия сменяется демократией
("народной свободой"), к-рая со временем вырождается в анархию, и тогда
наконец появляется монархия как единственное средство положить конец
всеобщей распре. Пороки монархического правления приводят к разложению
всей социальной организации, и человечество возвращается к исходному
пункту своего развития, начиная цикл заново. Подчеркивая специфику
различ. исторических эпох, В. осн. своей задачей считает обоснование
идеи единства мировой истории, хочет найти (и в какой-то степени
находит) существенно общее и повторяющееся в истории разных народов и
стран. Именно этот смысл имеет его учение о "возвращении вещей
человеческих". Правда, В. абсолютизирует повторяемость исторических
событий, что связано с провиденциалистской схемой "движения наций".
Наряду с общей концепцией социо-культурных
изменений у В. много интересных идей в области интерпретации различ.
сфер культуры, в к-рых он ищет социально-историческую основу.
Соч.: 1) Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940.