К 2015 году высшее образование снова просядет

Можно ли прогнозировать ситуацию в сфере высшего образования? Рассмотрим прогноз 2000 года и посмотрим, насколько точно мы попали в него. В 2000 г. мы прогнозировали, что в 2006 г. произойдет то, что случилось в 2007 г. Все-таки возможности прогнозирования пока еще сохраняются.

Система образования имеет очень длительные циклы. Бизнес у нас формирует кадровые потребности на 3 года. При системе образования, которая рассчитана на 5 лет, когда человек выйдет из вуза, он выйдет на другой рынок труда. Большинство специалистов во всем мире работает не по специальности. Система образования достаточно инерционна. Удлинение образования связано с тем, что на рынок труда должен выходить социально зрелый индивид. Рынок заказывает более поздний выход на рынок труда.

Поэтому это и обсуждается в рамках долгосрочного прогноза. Для того, чтобы прогноз работал, он сделан предельно просто. На основе демографического прогноза, с одной стороны - демографические процессы с трудом поддаются регулированию, но хорошо поддаются прогнозированию. И на основе прогноза динамики ВВП, здесь сложнее, потому что Минэкономразвития дает прогнозы на 3 года.

Динамика численности населения по возрастным группам - это небольшой рост по детям от 1 до 6 и от 7 до 14 лет. Все профессиональное образование уходит по численности вниз, особенно от 17 до 25 лет. Этот спад наиболее значителен и наиболее значим.

Дальше мы переходим к бюджетным расходам на образование. Мы прошли от 3,5 до 4%. С 2004 года высшее образование наращивает свои ресурсы. В текущих ценах в последние годы мы наращивали финансирование всех уровней образования. Сейчас мы еще не дотягиваем до половины по уровню паритета покупательной способности европейских стран, получается около 40 - 50%.

Пессимистический прогноз: собственно экономика выходит из кризиса в 2013 году, то есть мы достигнем докризисного объема ВВП. Мы видим, что если [реализуется] пессимистический вариант, то ни один из вузов не выходит на докризисный уровень в следующем году.

Если мы идем по умеренному варианту, то система заканчивает 2012 год с небольшим плюсом, если по оптимистическому варианту - экономика выбирается из кризиса в 2012 году, - то с большим плюсом. Мы затратим на кризисный период практически 5 лет. Если мы говорим про инновационный вариант, то мы опять уходим в минус, если затраты на одного студента будут расти.

Дошкольное образование: в разных регионах ситуация по-разному развивается. Но в целом средств не хватает, так как демографический рост совпал с кризисом. Дефицит составляет 60 млрд. Но прогноз дает ответ на то, как мы из этой ситуации выходим. За счет оптимизации ресурсов при том состоянии сети, которое мы имеем, мы выигрываем от 3 до 5 млрд.

Высшее образование, которое дает половину всех платных услуг. Оно проседает по численности и платежеспособности населения. В 2015 году мы снова проседаем. Резко сокращается платность и растет нагрузка собственно на бюджетные средства.

Долгосрочный прогноз. В 2009 году у нас за парты сели те, кто выйдут из школы в 2020 г. Мы оказались совершенно не готовы к 2020 году. Следующая точка вмешательства - это точка 2013 года, здесь еще можно изменить траекторию для средней школы, другая точка - 2018 год. То есть к 2020 году мы подходим, только-только начиная реформирование.

Переходить или нет, быстро или нет, на бакалавриат или магистратуру? Если мы дадим 20 - 30% бакалавров, если есть кто-то с 5-летним, а кто-то с 4-летним образованием, то кто-то недоучен, с точки зрения работодателя. Мы не подумали, как работодатель будет с этим справляться. Если менять старый тип работника, замещая новым, то это должно быть массово. Если мы говорим, что поднимемся с 8% до 15 - 20%, то мы заведомо ставим в неравное положение на рынке наших выпускников.

Когда работодатель говорит, что мы получаем недоучек, это несправедливое суждение. Доводка кадров за пределами института является необходимой. Никакая система образования не может поставить выпускника на производство.

Екатерина Чекмарева Slon.ru

Другие записи

12.08.2016. Через полгода религия станет полноценным школьным предметом
Правительство решило: через полгода в российских школах начнется апробация учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Эксперимент стартует в апреле 2010 года, апробация предмета начнется…
12.08.2016. О модернизации образования
Вряд ли кто-нибудь, так или иначе соприкасающийся с высшим образованием в России, будь то родители, студенты, преподаватели или работодатели, сомневается в необходимости серьезных реформ в этой сфере.…
12.08.2016. Поступаем по ЕГЭ: лучше синица в руках
В 2009 году зачисление в вузы проводилось по итогам ЕГЭ в течение июля - августа в три «волны». Абитуриенту после оглашения результатов конкурса за ограниченное время необходимо было принять решение…
12.08.2016. Учителя предлагают изменить систему оценок
Что в итоге получается? Учат в школе по пятибалльной системе, а на выходе оценивают по стобалльной шкале ЕГЭ. С сочинением, которое станет обязательным в этом году, картина еще интереснее. В школах за…
12.08.2016. Болонцы понарошку
Ребусы нашего диплома Сегодня российские дипломы не признают за границей потому, что никто не понимает, что в них написано. Указанные специальности слишком дробные и часто устаревают раньше, чем абитуриент…