Экстерната больше не будет

Несмотря на то что обсуждение очередной редакции проекта закона «Об образовании в РФ» де-юре закончилось, де-факто оно продолжается. Эксперты обнаружили, что в новый законопроект не попала такая альтернативная форма образования, как экстернат. А семейное образование разрешено чисто номинально: денег на него государство не выделяет.

Противоречит Конституции

 

О том, что помимо школы среднее образование можно получить в форме экстерната, семейного образования и самообразования, говорится в 43-й статье российской Конституции. Но с 2004-го года, после вступления в силу Закона № 122, юридическая и финансовая ответственность за семейное образование передана с федерального уровня на региональный. Проблема в том, что регионов, способных взять на себя такое бремя, крайне мало. Счастливым исключением является Москва. Здесь родители, чьи дети перешли на семейное обучение, заключают со школой договор, в котором указываются формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ, устанавливаются финансовые взаимоотношения (родители получают деньги за то, что они самостоятельно обучают своих детей, а школа – за их аттестацию).

Другая форма альтернативного образования – экстернат – похоже, доживает последние годы. Он пока разрешен законом «Об образовании» 1992 года (почему «пока» – скажем ниже). Принимать учащихся на обучение в форме экстерната может любое образовательное учреждение, имеющее госаккредитацию. Экстернам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается аттестат об общем образовании государственного образца без пометки «экстернат».

Экстернат, в отличие от семейного образования, дает возможность ученику общаться с учителями, получать их консультации, посещать часть специальных занятий для экстернов.

Кому нужно семейное образование и экстернат

По данным на 2007 года, около 24 тысячи детей охвачены семейным обучением и экстернатом. Экстернат популярен у старшеклассников, которые хотят освободить себе время для подготовки к поступлению в вуз. Их можно понять: программы страшно перегружены, всерьез учиться в школе и готовиться к поступлению просто невозможно.

Но помимо таких школьников существует несколько категорий детей, для которых альтернативные формы образования жизненно необходимы. Это дети с ограниченными возможностями здоровья и сироты.

По словам Евгении Акимовой, директора национального благотворительного фонда содействия реализации социальных программ «Большой мир», сегодня в стране почти полмиллиона детей находятся в сиротских учреждениях (причем, 400 тысяч – при живых родителях). Психологи говорят: у них столько психологических проблем, что стандартные программы им не подходят. Нужны альтернативные подходы.

Есть два типа учреждений для сирот: одни – когда школа находится внутри интерната, и другие, когда дети из детских домов ходят в обычную школу. И то и другое – плохо: в первом случае дети хуже социализируются и образование у них достаточно слабое. А во втором – они всегда оказываются в отстающих (не справляются с программой). Таких ребят переводят в коррекционные школы для детей со слабой умственной отсталостью, лишая их права на получения среднего образования. В этих школах дается 9-летняя программа, которая не соответствует обычной: чтение, география, начало биологии, счет. Ребенок не имеет возможности после этого получить среднее специальное образование.

Для детей-сирот как раз и нужна альтернативная система образования. Ведь они могут учиться не хуже обычных ребят. Максим Аникеев, директор школы родительского сообщества «Китеж» в Калужской области, дает образование таким детям учитывая их психологическое состояние. В его школе для детей из приемных семей учителями являются приемные родители. Там используется методика, которая помогает осваивать программу на разных уровнях стандарта. В итоге за 5 лет из семнадцати выпускников пятнадцать стали студентами вузов. Максим Аникеев добивается трех задач: возвращает таким детям заинтересованность в учебе, прививает навыки и помогает выбрать будущую профессию.

Помимо детей-сирот альтернативное образование необходимо для слабовидящих и слабослышащих детей. Для них сегодня существуют только интернаты: нет ни семейного, ни дистанционного образования. Мы их теряем, не давая шанса на нормальную жизнь, как это делается во всех цивилизованных странах. Альтернативой интернатам могли бы стать центры дистанционного образования (пусть в масштабе района) либо экстернаты.

Законодательные неувязки

Несмотря на то что необходимость альтернативных форм образования очевидна всем, в проекте нового закона «Об образовании в РФ» поначалу вовсе не было термина «семейное образование». Затем термин появился в такой формулировке: «Обучение в образовательных организациях – очная, очно-заочная и заочная формы; обучение вне организаций – семейное образование и самообразование». Понятия «экстернат» измененный законопроект не содержит. Говорится лишь, что лица, находящиеся на самообразовании и семейном обучении, проходят аттестацию экстерном (ст. 68).

Таким образом, единственная форма обучения, которая широко используется во многих регионах, с принятием нового Закона просто исчезает. Остается семейное обучение и самообразование. Но и они, начиная с 2004 года, не подкреплены материально на федеральном уровне.

По мнению руководителя Центра интенсивных технологий образования Галины Мисютиной, именно на федеральном уровне должен быть решен вопрос об источниках финансирования семейного обучения и самообразования, а также финансирования аттестации этих детей. А это немалые деньги: в средней школе 12 предметов, ученики сдают все экзамены комиссии в составе не менее 3 человек, проводятся консультации перед экзаменами, лабораторные и практические работы.

Но из проекта закона следует, что семейное образование и самообразование отнесены «к обучению вне организаций». По мнению Галины Мисютиной, государство не будет финансировать обучение детей вне школы. Выводя семейное обучение и самообразование из образовательного учреждения, закон, с одной стороны, освобождает эти формы от жесткой регламентации, с другой – от существующих сейчас прав. Деление форм обучения на две категории: в образовательном учреждении и вне его, приведет к тому, что ни школа, ни родители не будут получать финансирование за обучение детей в форме семейного образования и за аттестацию этих учащихся.

А школьники будут лишены права на использование библиотечного фонда, консультации, посещения лабораторных и практических занятий. Вернее, все это будет возможно только во время аттестации, т.е. когда учащийся будет зачислен в учебное заведение, а значит, перестанет быть вне образовательного учреждения.

Сегодня реальной альтернативной формой обучения для родителей, которые не претендуют на бюджетное финансирование обучения своих детей, является экстернат. Но убрав эту форму обучения из Закона, законодатель оставляет нам только семейное образование с мифическим бюджетным финансированием. Следовательно, у нас не останется вообще альтернативы обучению в школе.

РИА Новости

Другие записи

12.08.2016. Наука: ставки растут
Королевское общество Великобритании провело исследование развития мировой науки. Отчет Knowledge, Networks and Nations: Global scientific collaboration in the 21st century, опубликованный на сайте общества,…
12.08.2016. Наибольший рост зарплатных ожиданий – у специалистов в области рекламы
Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru проанализировал рост зарплатных ожиданий 10 тысяч московских специалистов, окончивших государственные вузы столицы в период с 2006 по 2010 год,…
12.08.2016. Перо не тянется к бумаге
Англия Английская школа собирается сдать бумагу и авторучки в утиль. Современный английский школьник сегодня практически не способен пользоваться такими дремучими орудиями труда, как пишущая ручка и листок…
12.08.2016. Жизнь для галочки
Началась приемная кампания в вузы. В 2011 году на бюджетные места смогут поступить 484 тыс. выпускников (на 6 тыс. меньше, чем годом ранее), в том числе 332 тыс. будут зачислены на очные отделения. Всего…
12.08.2016. Столичные вузы опять заполонят олимпиадники и льготники
Много шума наделали проекты изменений в правилах приема – 2011, размещенные на сайте Минобрнауки. Они предлагали предоставить олимпиадникам и льготникам право использовать свою льготу при поступлении лишь…