Количество школьных олимпиад избыточно

Мониторинг качества приема в российские государственные вузы на бюджетные места в 2012 году, подготовленный НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, показал, что в спросе на высшее образование восстанавливается равновесие: лучшие абитуриенты выбирают не только социально-экономические направления подготовки. Что можно сделать для дальнейшего улучшения ситуации, в интервью РИА Новости рассказал ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов.

– Владимир Михайлович, каковы тенденции набора в вузы этого года, характерные и для вашего университета?

– Есть две тенденции. Первая связана с тем, что у нас, как и по всей стране, уменьшился спрос на направление «менеджмент». Наверное, причина в том, что это понятие несколько дискредитировано ?– менеджер как бы может работать везде, и абитуриенты это не понимают.

Порадовала вторая тенденция, связанная с приемом на инженерные, технические направления, – очевидно, сказалась работа руководства вузов по привлечению поступающих. Мы впервые за десять лет приема в РУДН по ЕГЭ уже в первой волне зачислили всех, кто хотел учиться на инженеров, химиков, радиофизиков, аграриев и на подобных специальностях.

Думаю, это отражение в целом ситуации по стране, но есть и влияние некоторых новаций в нашем университете – мы всем будущим инженерам предлагаем получение диплома переводчика с выбором одного из десяти иностранных языков. Всем, кто поступает на инженерные направления, на аграрный факультет, даем общежитие, а экономистам и менеджерам – только если останутся свободные места, хотя им и не надо: там большой набор из Москвы и Московской области.

– Продолжаются дискуссии вокруг системы вузовских олимпиад. Какие изменения, на ваш взгляд, должны произойти в будущем?

– Как и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, я всегда был сторонником дополнения ЕГЭ системой олимпиад. Однако некоторые вузы стали использовать олимпиады как способ обойти ЕГЭ. Если Всероссийская олимпиада школьников – источник качественного контингента, то о многих вузовских олимпиадах такого не скажешь. Это стало особенно очевидно, когда министерство обязало вузы публиковать пофамильные списки тех, кто поступил к ним по итогам вузовских олимпиад. Когда у человека, победившего на вузовской олимпиаде по математике, ЕГЭ по этому предмету – 36 баллов, у меня появляются сомнения в честности такой «олимпиады». В этом году у некоторых абитуриентов, поступивших в ряд ведущих вузов по итогам олимпиад, балл ЕГЭ ниже, чем в среднем по РУДН.

Я считаю, что в будущем количество олимпиад должно еще сократиться и проводиться они должны с участием заинтересованных вузов, но в меньшей зависимости от них.

– Министр образования и науки Дмитрий Ливанов пообещал решить проблему слабых вузов, к которой подступался и его предшественник Андрей Фурсенко, и вы, когда возглавляли Минобразования России. Каковы ваши рекомендации?

– Нужно ликвидировать дисбаланс между программами среднего и высшего профессионального образования. Первых слишком мало, вторых – много, и их уровень часто не соответствует статусу.

Однако слияние и закрытие вузов не слишком популярно, сразу возникают вопросы, почему тот или иной вуз назвали слабым. Мне гораздо ближе идея создания крупных университетских кампусов, высказанная во время посещения Дмитрием Медведевым осенью прошлого года студенческого кампуса РУДН.

В каждом региональном центре есть несколько вузов – медицинский, педагогический, политехнический и проч. Нужна госпрограмма по созданию в каждом регионе России одного сильного университета, который объединил бы их все. Для него нужно построить единый кампус, с общежитиями, с жильем для преподавателей. Чтобы найти на это средства, можно было бы продать недвижимость вузов в центре города, а строительство жилья для преподавателей сделать инвестиционным проектом, что вполне реализуемо.

Конечно, придется оптимизировать количество студентов, а также преподавателей – оставить только лучших, но за счет этой оптимизации можно поднять им зарплату. Так или иначе, создание нового крупного университетского центра на месте нескольких вузов будет более популярно, чем слияние и поглощение «слабых вузов».

– Мониторинг показал, что федеральные университеты, созданные путем объединения разных вузов, а также национальные исследовательские университеты, получившие большие средства, далеко не всегда привлекают лучших абитуриентов...

– Да, они получили очень хорошее финансирование, однако ждать, что за три-четыре года эти средства окажут влияние на учебный процесс, неправильно – нужно больше времени, чтобы вложения оправдались. Я был председателем комиссии Минобрнауки по оценке результатов деятельности федеральных университетов, и два из них – Сибирский и Южный – уже неплохо используют кумулятивный эффект объединения. Просто пока эти эффекты не в полной мере дошли до студентов. Закуплено оборудование, но пока не хватает людей, которые на нем будут работать. В любом случае, наличие таких вузов заставляет и все остальные, не имеющие статуса, лучше работать и конкурировать за абитуриентов.

 

Екатерина Рылько РИА Новости

Другие записи

12.08.2016. Самые умные пошли во врачи?
Этим летом вузы набрали более сильных первокурсников, чем год назад. Так утверждают исследователи из Высшей школы экономики (ВШЭ), которые уже третий год изучают результаты приемной кампании. ЧТО СКРЫВАЛИ…
12.08.2016. Рособрнадзор информирует еще о четырех вузах, которым запрещен прием обучающихся
В соответствии с ч. 7 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Рособрнадзор запретил прием еще в четыре образовательные организации:  НОУ ВПО «Институт иностранных…
12.08.2016. Абитуриентов много, а зачислять кого?
Итоги первой волны зачисления подвели вчера в «РГ» ректоры ведущих вузов страны. Несмотря на демографический кризис, вузы завалены заявлениями от абитуриентов. Причем с высоченными баллами ЕГЭ. Из-за этого…
12.08.2016. Российские школьники практически перестали списывать на ЕГЭ
Случаи использования шпаргалок и мобильных телефонов школьниками в ходе единого государственного экзамена (ЕГЭ) стали редкостью, сообщила журналистам координатор всероссийского движения «За честный ЕГЭ»…
12.08.2016. Число россиян, негативно оценивающих ЕГЭ, за год увеличилось
За последний год число россиян, считающих, что ЕГЭ оценивает знания выпускников хуже обычных экзаменов, увеличилось с 34 до 42%. Таковы результаты опроса, проведенного Левада-центром. Респонденты не видят…