Минобрнауки нашло признаки неэффективности у четверти российских вузов

Минобрнауки опубликовало результаты мониторинга российских вузов. Мониторинг проводился в августе — сентябре 2012 г., вузы оценивались по 50 параметрам. Ключевых — пять: средний балл по ЕГЭ, который получили студенты, поступившие на бюджетные места, объем научной деятельности, уровень доходов вуза, доля выпускников-иностранцев и общая площадь зданий в пересчете на студента. По каждому Минобрнауки определило пороговые значения.

Студенты-бюджетники в эффективном вузе в Москве должны иметь по ЕГЭ не менее 63 баллов, на каждого студента должно приходиться не менее 11 кв. м учебных зданий. Научно-исследовательская деятельность должна приносить не менее 95000 руб. в пересчете на сотрудника, общие доходы — не менее 1,5 млн руб., среди выпускников должно быть не менее 3% иностранцев. Если вуз не удовлетворяет любым четырем из ключевых показателей критериям, он имеет признаки неэффективности.
Из 502 проверенных государственных вузов таких оказалось 134, или 26,7%, а также чуть менее половины филиалов (453 из 930). В Москве неэффективных 20 из 79 вузов, среди них — РГГУ, Университет управления, МАрхИ. Связаться с их представителями вчера не удалось.
Что делать с неэффективными, определят специальные рабочие группы в каждом регионе — по каждому из вузов будут подготовлены предложения, передал через пресс-службу замминистра образования и науки Александр Климов. Вузы могут получить дополнительные средства, может быть усилено руководство. Если рабочая группа решит, что вуз и филиал не смогут обеспечить высокое качество подготовки, они могут быть реорганизованы, предупреждает Минобрнауки.
В ближайшие 2-3 года может быть закрыто 20% вузов и 30-35% филиалов, говорил в июле министр Дмитрий Ливанов.
Мониторинг достаточно объективно отражает реальную картину, считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Но непонятно, зачем оценивать площади, удивляется он: из-за этого в неэффективные попал РГГУ, хотя качество образования в нем высокое.
Доля иностранцев среди выпускников также не позволяет отличить качественный вуз от некачественного, полагает Кузьминов: во многих эффективных вузах их почти нет, а часть неэффективных занимается лишь приграничной торговлей образованием. Целесообразно оценивать качество выпускников, уверен Кузьминов: провести независимую аттестацию или оценить средний доход выпускника за первые пять лет после окончания.
В мировой практике главные ориентиры — количество публикаций в ведущих международных журналах и их цитируемость, замечает проректор Российской экономической школы Константин Сонин.
Маргарита Лютова, Михаил Малыхин, Ольга Кувшинова Ведомости

Другие записи

12.08.2016. Какие продукты есть, чтобы поумнеть?
Мы составили небольшой список вкусной и здоровой пищи, которая поможет вам подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. И не торопитесь смеяться: между прочим, вы – то, что вы едите, так что читайте рекомендации и…
12.08.2016. Какой работы стыдятся студенты
  Каждый четвертый студент, которому доводилось подрабатывать во время учебы, стыдится своей работы, утверждают специалисты Career.ru, опросив 22–29 октября 2241 студента и недавних выпускников. Чаще…
12.08.2016. Пять простых и нескучных способов изучения языков
В самом начале XXI века в Старом Свете начали отмечать новый праздник – Европейский день языков, приходящийся на 26 сентября. Новое тысячелетие обязывает все больше людей становиться полиглотами, однако…
12.08.2016. Десять сайтов с видеолекциями для самообразования
Летом, после сдачи ЕГЭ и ОГЭ (ГИА), наступает долгожданный момент отдыха и появляется много свободного времени. Мы подскажем вам, как лучше использовать его с умом, чтобы саморазвиваться и знать больше…
12.08.2016. Троечников не пустили в Гиппократы
Не успели первокурсники занять места в аудиториях вузов, как их опять посчитали и проранжировали. На этот раз чиновники и эксперты решили посмотреть, каких «по качеству» абитуриентов смогли набрать российские…