Образование по-европейски

Уехать, чтобы вернуться

Официальной статистики выезда россиян за рубеж для обучения в вузах не ведется. Есть лишь отдельные исследования, которые проводили, в частности, Институт статистики ЮНЕСКО, Институт международного образования США и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Анализ результатов их работы позволяет говорить о том, что все больше граждан РФ предпочитает грызть гранит науки вне родины. Если в середине 1990-х годов российская студенческая диаспора за рубежом насчитывала примерно 13 тыс. человек, то к 2000 году она увеличилась до 25 тыс., а к 2009-му – до 47 тыс. (0,5% от общего числа студентов в РФ). В число лидеров по числу российских студентов всегда входили Украина, Казахстан, США, а также целый ряд европейских стран, в первую очередь Германия, Франция и Великобритания. 

Осознание значимости системного подхода к международной мобильности пришло к российским властям не так давно. Например, только с 2013 года в РФ будет действовать президентская программа «Глобальное образование». По ее условиям молодые люди смогут получать займы на получение степени магистра или доктора наук (PhD) в ведущих университетах мира. Программа начнет действовать в 2013 году и охватит около 1 тыс. человек. В 2014 и 2015 годах число ежегодно отправляемых учиться за границу россиян может увеличиться до 2 тыс. человек. 

После получения дипломов выпускники должны будут вернуться на родину и отработать в своей отрасли три года. В ином случае им придется отдать государству его деньги с накопившимися процентами. Отметим, что никакой помощи в поступлении в иностранные вузы данная программа не предусматривает. Впрочем, сегодня сделать это самостоятельно не так уж и сложно. В частности, получить качественное образование в европейских университетах помогут специализированные программы ЕС, ряд из которых действует и в России. 

Путь в Европу

Тесное сотрудничество между РФ и Евросоюзом в сфере образования началось еще в первой половине 1990-х годов. На бумаге цели и задачи были закреплены в подписанном в 1994 году Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Тогда же в России начала работать программа Tempus, направленная на совершенствование учебных планов, распространение новых методик преподавания и совершенствование системы управления университетами. 

Наше сотрудничество в сфере образования базируется не только на соглашении 18-летней давности. Например, в 2003 году на саммите в Санкт-Петербурге была согласована, а спустя два года и утверждена «дорожная карта» по образованию, науке и культурным аспектам. Ее главной целью было заявлено «создание принципиально новых возможностей для сотрудничества» в этих областях. 

На практике подобные декларации приводят, в частности, к расширению масштабов образовательных проектов ЕС, из которых наибольшую известность в России имеет Erasmus Mundus. «Материнская» программа Erasmus, созданная еще в 1987 году и предназначенная для студентов из стран – членов ЕС, а также Исландии, Лихтенштейна, бывшей югославской республики Македонии, Норвегии, Турции и Хорватии, внесла немалый вклад в процесс создания единой Европы. Повышению же открытости государств – членов ЕС для третьих стран призвана помочь запущенная в 2004 году программа Erasmus Mundus, чей лозунг – «Привести студентов в Европу; принести Европу всем студентам». Кроме того, в 2007 году начала работать программа «Erasmus Mundus Партнерство» – в ней речь идет уже не об индивидуальной мобильности, а об организованном обмене студентами, аспирантами и преподавателями в рамках одного из пяти действующих сегодня международных консорциумов вузов: Aurora, Eranet Plus, Eranet-Mundus, Multic и Triple I.

Программами Erasmus могут воспользоваться практически все категории учащихся: от тех, кто только перешел на третий курс, до выпускников и аспирантов. В настоящее время ЕС финансирует 138 магистерских курсов. Кроме того, с 2010 года можно получить и степень доктора наук (PhD) европейского образца. В следующем году количество докторских программ составит 43. Отметим, что Erasmus Mundus открыта не только для студентов: преподавателям, ученым и сотрудникам вузов также предоставляется возможность получения стипендии на выполнение научной работы в Европе. 

Как рассказали «Ъ» в представительстве ЕС в России, с 2005 года в рамках программы Erasmus Mundus около 500 российских студентов, обучающихся на магистров или получающих степень PhD, смогли благодаря грантам Евросоюза завершить свое обучение в одном из европейских вузов. A c 2007 года в рамках Erasmus Mundus партнерство 2 тыс. человек провели семестр или год в партнерском университете одной из стран – членов ЕС, при этом продолжая обучаться и заниматься исследованиями в своем родном вузе. 

В ближайшие годы Брюссель намерен продолжать свои действия по повышению международной мобильности. ЕС запускает новую программу Erasmus for All («Эразмус для всех»), которая заменит семь ныне действующих программ в этой области. Воспользоваться новыми возможностями сможет еще больше людей. Как было объявлено Еврокомиссией в ноябре прошлого года, в 2014 году Европа увеличит число иностранных студентов, обучающихся за счет грантов, в два раза – до 5 млн человек. Среди них будут 3 млн студентов дневного отделения, 700 тыс. стажеров и 1 млн преподавателей. При этом не исключено, что минимальный период обучения за рубежом снизится с шести месяцев до трех. Суммарный объем программы Erasmus for All, как следует из ее бюджета на 2014-2020 годы, составит 19 млрд евро, из них 1,8 млрд евро планируется потратить на международное сотрудничество. 

По эту сторону границы

Чтобы получить европейское образование, совсем не обязательно покидать пределы России на весь период обучения. У студентов десятков российских вузов есть возможность получения двойных дипломов, которые признаются как у нас, так и на Западе. Часть обучения проходит в РФ, а часть – в Европе. 

Впервые подобные программы появились еще в 1990-е годы, а с момента присоединения России в 2003 году к Болонскому процессу количество вузов, выдающих подобные дипломы, растет с каждым годом. Сегодня таких программ около 240. В 2009-2010 академическом году ими воспользовались более 6,6 тыс. российских и 565 европейских студентов. 

Впрочем, говорить о том, что этот процесс приобрел значительные масштабы, пока не приходится: не все решаются приступить к разработке единых программ и требований, ведь это довольно сложно из-за существенной разницы в европейских и российских образовательных традициях. И все же результат стоит всех усилий: студенты в подобных вузах пользуются преимуществами обеих систем обучения. 

Кроме того, в России есть образовательные институты и подразделения, созданные и функционирующие при непосредственной поддержке Евросоюза. Среди них – Европейский учебный институт при МГИМО. Он финансируется на паритетных началах властями РФ и Евросоюзом и, как правило, предлагает годовую магистерскую программу в области европейской интеграции. С 1998 года представительство ЕС в Москве ежегодно организует для студентов российских вузов так называемую «Еврошколу» – цикл занятий по тематике Евросоюза и отношений между ЕС и РФ. 

Узнать об образовательной деятельности Евросоюза в РФ можно на специализированных выставках, которые регулярно проходят в Москве и других городах страны, в центрах ЕС (их на сегодняшний день 6 – в Санкт-Петербурге, Калининграде, Томске, Казани, Петрозаводске и Ростове-на-Дону) и 13 специальных информационных центрах ЕС, действующих при крупнейших университетах нашей страны.

 

Другие записи

12.08.2016. Как одеться на экзамен? Советы для нее и для него
Любой экзамен, будь то ЕГЭ или вступительное испытание в университете, требует тщательной подготовки. И это не только прочный фундамент знаний, но и определенный дресс-код. В этом материале мы подскажем,…
12.08.2016. Минобрнауки: более половины из обследованных частных вузов признаны неэффективными
  В среду Министерство образования и науки опубликовало на своем сайте результаты мониторинга российских негосударственных вузов и их филиалов. Судя по документу, неэффективными признан 41 вуз из 70 (58,57%)…
12.08.2016. Сколько получают выпускники вузов Москвы?
Минобрнауки впервые опубликовало в рейтинге эффективности вузов данные об уровне дохода выпускников, разделив показатели по регионам. Эту информацию ведомству предоставил Пенсионный фонд. Получившийся…
12.08.2016. Минобрнауки нашло признаки неэффективности у четверти российских вузов
Минобрнауки опубликовало результаты мониторинга российских вузов. Мониторинг проводился в августе — сентябре 2012 г., вузы оценивались по 50 параметрам. Ключевых — пять: средний балл по ЕГЭ, который получили…
12.08.2016. Какие продукты есть, чтобы поумнеть?
Мы составили небольшой список вкусной и здоровой пищи, которая поможет вам подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. И не торопитесь смеяться: между прочим, вы – то, что вы едите, так что читайте рекомендации и…