Троечников не пустили в Гиппократы

Не успели первокурсники занять места в аудиториях вузов, как их опять посчитали и проранжировали. На этот раз чиновники и эксперты решили посмотреть, каких «по качеству» абитуриентов смогли набрать российские высшие учебные заведения.

Этим летом бюджетные места вузов заняли 491 тысяча первокурсников. В основном выпускники школ этого года. Кампания сдачи ЕГЭ, как известно, прошла с многочисленными скандалами. Когда Рособрнадзор объявлял результаты по каждому предмету, складывалось ощущение, что или все школьники резко поумнели, или поголовно списали правильные ответы: результаты сдачи неизменно оказывались на несколько баллов выше прошлогодних. Из-за этого все ждали, что в ходе приема в вузы состоится «битва титанов»: народ будет соревноваться не реальными знаниями, а хитростью и ловкостью – кто сколько дополнительных баллов смог себе приписать. И проходные пороги вырастут как минимум на 10–15 баллов.

Какие абитуриенты пошли учиться на массовые коммуникации

– Средний результат, набранный выпускниками на ЕГЭ, увеличился по сравнению с прошлогодним на 3,5 балла, – скрупулезно подсчитал ректор Высшей школы экономики, председатель комиссии по образованию Общественной палаты России Ярослав Кузьминов. – Причин тут три: во-первых, содержание заданий постоянно слегка меняется, поэтому сравнивать оценки одного года с другим не совсем корректно. Школьники освоили тестовую форму проверки знаний, привыкли к ней, у них повысилась техника выполнения экзаменационной работы. И, наконец, ученики стали лучше учиться, а педагоги лучше готовить их к экзаменам. Нечистоплотные методы повышения результатов тоже были. Но их вклад в общий рост оценок – 1 балл. А 2,5 балла принесла именно улучшившаяся подготовка.

Почти половина из 25 вузов с максимальным баллом ЕГЭ у зачисленных абитуриентов – медицинские

Обычно ведущие вузы в начале учебного года проводят с первокурсниками свое собственное тестирование, чтобы понять, кто из них чего стоит. Но главный показатель – первая сессия. Ректоры в очередной раз грозят: кто не сдаст – будет отчислен без сожалений. Такая практика жестких и честных внутренних экзаменов уже помогла в прошлые годы престижным университетам избавиться от части льготников, которым явно не по силам освоить программу, и ребят с купленными результатами ЕГЭ.

Но отчисление каждого студента-бюджетника сокращает ассигнования, которые получает вуз из бюджета. Если Финансовый университет, Высшая школа экономики, МГИМО или другие аншлаговые университеты могут не беспокоиться – у них ни одно свободное место долго пустовать не будет, то многие скромные вузы держатся за каждого своего студента, каким бы слабым или нечистоплотным он ни был.

– Российским университетам нужны сильные студенты, принимать абы кого ради выделенной квоты бюджетных мест не надо, – объяснил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. – Мы рекомендовали всем ректорам поднимать проходной балл, чтобы отсечь заведомо слабых абитуриентов. Многие это сделали и в результате не смогли полностью набрать первый курс. Ничего страшного, наказывать за это мы никого не будем.

Страсти по рейтингу

Чтобы разобраться с предпочтениями «племени молодого, незнакомого», поступившего в вузы этим летом, специалисты ВШЭ провели очередной мониторинг качества приема в российские вузы. Эта работа выполняется уже несколько лет подряд. Прием по результатам Единого госэкзамена позволяет, хотя и с некоторыми оговорками, сравнивать между собой абитуриентов, выбравших те или иные вузы, и университеты, набравшие свой контингент студентов. Данные для мониторинга берутся с сайтов вузов – по закону каждый университет обязан на своем интернет-портале вывешивать все документы, связанные со вступительной кампанией. В том числе указывать результаты сдачи экзаменов абитуриентами.

– Рейтинг получился очень достоверный, мы его будем активно использовать в работе, в том числе при определении эффективности работы вузов, – оценил работу Дмитрий Ливанов. – Правда, есть важная оговорка – средний балл сдачи ЕГЭ по обществознанию выше, чем по физике, поэтому сравнивать между собой технические и гуманитарные вузы в одной таблице не совсем верно. А вот тех, кто готовит специалистов с похожими профессиями, вполне.

– У нас не рейтинг, а «мясо для рейтинга», – поправил министра Кузьминов. – Мы просто провели мониторинг, заодно, кстати, проверили степень открытости вузов. В этом году требования закона об обнародовании нужных нам данных не выполнили только Якутская государственная сельхозакадемия и Саратовская государственная юридическая академия. Из-за этого они не попали в мониторинг. В прошлом году таких ушедших от статистики университетов было целых 11.

Чтобы превратить этот мониторинг в полноценный рейтинг вузов, нужны еще два исследования. Судить о работе университета можно по трем составляющим: качество студентов, уровень преподавателей и успешность выпускников. Так или иначе, оценивать преподавателей пытаются уже сейчас. А за выпускников исследователи «Вышки» собираются взяться на будущий год. У них есть предварительные договоренности с Федеральной налоговой службой, что фискальные власти помогут собрать статистику зарплат тех, кто завершил обучение в вузе за предыдущие пять лет. Естественно, не раскрывая конфиденциальных личных данных. Чьи выпускники больше заработали – тот университет дал лучшее образование. Меркантильно, зато честно.

Но пока речь идет только о том, кто пошел учиться, какие вузы и специальности выбрали вчерашние школьники.

Что бросается в глаза? Из 25 университетов с максимальным баллом ЕГЭ у зачисленных абитуриентов 11 вузов – медицинские. При этом они собрали себе в основном отличников, а троечников в лекари не пустили совсем – поступить в медицинский со средним баллом ЕГЭ меньше 70 было просто невозможно.

А вот у педагогов ситуация не такая радужная. У будущих учителей, как и везде, подросли конкурсные баллы. И десять процентов лучших педвузов смогли набрать только «отличников» – средний балл ЕГЭ больше 70. В прошлом году таких не было вовсе. Но подавляющее большинство – 82 процента – педвузов довольствовались «хорошистами», а остальные приняли абитуриентов с самыми минимальными баллами.

Какие специальности выбрали "отличники"

При этом по данным исследований «Социального мониторинга», у педагогов самый низкий средний балл зачисленных на бюджетные места – 65,2 балла, но при этом самый большой набор – 25,5 тысячи человек. Для сравнения: у медиков на первый курс поступили 22,2 тысячи абитуриентов со средним ЕГЭ 80,2 балла, на экономических факультетах к обучению приступили 11,3 тысячи парней и девушек со средним результатом на Едином – 75,3. Так что образование у нас по-прежнему выбирают по остаточному принципу.

– Минобрнауки изменило распределение бюджетных мест между направлениями подготовки, однако это никак не повлияло на то, какие абитуриенты пришли поступать учиться на ту или иную специальность, – подвел итог мониторинга Ярослав Кузьминов. – Ребята заранее выбирают себе профессию и вуз, а потом туда отправляют свои заявления и надеются поступить. Менять себе направление, чтобы проще было во время вступительной кампании, никто не торопится. Наверное, это неплохо.

Олимпийские студенты

У 22 603 выпускников школ в этом году были льготы при поступлении, заработанные на олимпиадах, проводимых под эгидой Российского союза ректоров (РСР).

Эти интеллектуальные соревнования проводятся для выпускников в течение учебного года. Лучшие по их результатам могут быть зачислены вне конкурса или обменять свой сертификат на оценку «100 баллов ЕГЭ» по профильному предмету. Олимпиады под эгидой РСР проходят параллельно с Всероссийской олимпиадой школьников. Победители и призеры заключительного (всероссийского) этапа этого состязания талантливых и находчивых поступают в профильный вуз без сдачи экзаменов.

Больше всего среди победителей олимпиад РСР выпускников школ Центрального федерального округа (47 процентов), Приволжского (17 процентов) и Сибирского (13 процентов). Ученики только одной московской школы № 57 за год собрали 412 чемпионских дипломов.

– Треть победителей и призеров наших олимпиад живут и учатся в селах или малых городах, – рассказала генеральный секретарь РСР Ольга Каширина. – Успехи столичных детей понятны, но нам очень важно, чтобы способные ребята с периферии с помощью наших олимпиад могли поступать в лучшие университеты.

Самой успешной в олимпиадах РСР сельской школой стал лицей-интернат № 7 из села Пестрецы Татарстана – там подготовили 16 дипломантов. Хорошо учат в селе Новиковки Томской области и селе Петропавловка Бурятии – ученики из этих населенных пунктов завоевали 13 и 12 чемпионских дипломов.

Портфолио откладывается

Выпускники 2014 года и их родители могут вздохнуть с облегчением – правила поступления в вузы для них останутся такими же, как были этим летом. Введение обещанного портфолио с внеучебными достижениями и конкурса среднего балла аттестата отложено до 2015 года.

– У нас есть правило – обо всех новшествах предстоящих выпускной и вступительной кампаний сообщать до начала учебного года, – заверил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. – Механизм подсчета и учета среднего балла и портфолио пока еще не проработан до конца, так что следующим летом при поступлении в вузы эти параметры учитываться не будут. Планируем их ввести с 2015 года.

Несмотря на массированную критику, обрушившуюся на систему ЕГЭ этим летом, никаких глобальных изменений в Едином Минобрнауки не планирует. Руководитель ведомства пообещал лишь усилить информационную безопасность экзамена, чтобы исключить саму возможность «слива» заданий до начала испытания. Кроме того, в ближайших планах открыть банк заданий по всем предметам.

– Нас беспокоит, что на технические специальности зачастую идут люди, плохо знающие физику и математику, – справедливо заметил министр. – Надо будет создать некие меры поддержки для студентов-технарей. Министерство обороны платит тем, кто учится на нужных оборонным предприятиям специальностях, повышенную стипендию, покупает проездные. Может быть, нам тоже надо придумать что-то похожее для всех остальных инженеров?

Алексей Дуэль Российская газета

Другие записи

12.08.2016. Студсоюз против закрытия филиалов вузов по итогам мониторинга
Минобрнауки по результатам мониторинга эффективности высших учебных заведений планирует закрыть 70-80% филиалов государственных и коммерческих вузов. В Российском студенческом союзе считают, что механическое…
12.08.2016. Культура списывания
Кирилл Тарасов, доцент кафедры социологии МГИМО О стрессе во время сессии Встряска, попытка вместить в голову большое количество информации – это, в общем-то, тяжелый опыт, но мне кажется, очень полезный…
12.08.2016. Родители, абитуриенты и учителя об изменениях в сдаче ЕГЭ
Учителя Андрей Демидов учитель истории и обществознания, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» «В очередной раз проиграют дети, которые честно готовятся к экзаменам:…
12.08.2016. Великобритания. Негативный образ подростков в СМИ мешает им найти работу
Согласно опросу, проведенному исследовательским центром Demos, более 65% 14–17-летних подростков считают, что негативный образ подростков в СМИ оказывает влияние на их перспективы трудоустройства. Около…
12.08.2016. Об образовании
Декан факультета госуправления РАНХиГС, ректор Высшей школы социальных и экономических наук Сергей Зуев – об университетских корпорациях, дистанционном образовании и новых студентах. – Сейчас все любят…