Время перемен

 

В Москве полным ходом идет процесс объединения городских школ. На сегодняшний день 377 образовательных учреждений уже реорганизованы, сообщили «НИ» в Департаменте образования столицы. Еще 288 заявлений рассматриваются. По мнению властей, от слияния выиграют все, так как в крупной школе ученики будут иметь больше образовательных возможностей, а зарплаты педагогического коллектива вырастут. Однако несмотря на все видимые плюсы, многие родители категорически против, поэтому департаменту пришлось вернуть 45 заявок на доработку. Негодование мам и пап связано с тем, что в результате «оптимизации» школ их дети могут пойти учиться за два квартала от дома, по другой программе и в незнакомый коллектив. Правозащитники соглашаются: хотя опыт позитивного слияния школ в Москве уже был, ни у кого пока нет гарантий, что этот опыт тиражируемый.

Родители учеников школы № 434, мягко говоря, не обрадовались известию, что их учебное заведение решено реорганизовать. И причин для такой реакции было много. «Нам заявили, что нашу общеобразовательную школу решено объединить со школой № 1301 с экономическим уклоном, с небольшой школой-интернатом № 9, где учатся дети с «девиантным поведением» (ребята с отклонениями в поведении. – «НИ»), а также еще с двумя детскими садами, – рассказывает нам отец ученицы пятого класса школы № 434 Николай Пилипенко. – Школа № 1301 находится от нас в двух кварталах, и никакой общественный транспорт туда не ходит. Если детей решат перевести туда, им придется идти до школы минут 15, причем два раза переходить оживленную улицу». «Я не хочу, чтобы с нами учились «малолетние преступники» из школы-интерната, – говорит «НИ» мама первоклассника из школы № 434 Мария Дорошенко. – Про этих детей мы можем строить только догадки, потому что кто они – нам толком не объяснили».

Метки взросления

Больше всего грядущие перемены испугали тех родителей, у кого в школе учатся сразу несколько детей. При объединении есть большая вероятность того, что младшие, средние и старшие классы распределят по разным корпусам. Тогда братья и сестры, формально числясь в одном заведении, реально будут ходить на занятия в разные здания. Однако эксперты видят в этом и плюсы. «20 лет назад мы пошли по пути создания школы-ступени, – рассказывает «НИ» народный учитель России, директор центра образования «Царицыно» № 548 Москвы Ефим Рачевский. – У нас в одном здании живут и учатся совсем маленькие дети от 3–6 лет, в другом – дети от 6,5 до 10 лет, в третьем – подростки, в четвертом – старшеклассники. Педагогический смысл этих ступеней в том, что все дети получают «инициацию». В советское время «инициация» проходила так: детей принимали в октябрята, в пионеры, а потом в комсомольцы. Люди ждали этих моментов с большим волнением. С уходом советской власти дети лишились меток взросления. А без них взросление происходит очень плохо и сложно».

По мнению г-на Рачевского, те родители, которые хотят, чтобы их старшие дети учились вместе с младшими в одном корпусе, являются стихийными сторонниками «постфигуративной культуры образования». «Этот термин принадлежит американскому антропологу Маргарет Мид, – продолжает наш собеседник. – Она сделала вывод, что у традиционных народов, то есть живущих натуральным хозяйством и не имеющих письменности, предыдущее поколение передает весь свой культурный опыт последующему. Но родителям, придерживающимся этого архаичного подхода, надо понимать, что наряду с позитивным опытом старшие дети могут передать малышам и опыт курения, питья, употребления легких наркотиков и так далее».

Также эксперт предлагает отказаться от «иллюзии, что самая главная фигура в школе – это учитель». «Да, это ключевая фигура, но в современном мире колоссальную роль играет образовательная среда: дизайнерские решения, степень комфорта и безопасности помещения. Для разных возрастов она должна быть разной, – утверждает Ефим Рачевский. – В младшей школе актуален уголок с черепахами и Правилами дорожного движения, игровая комната и наличие спален. Подросткам нужны мастерские, кабинеты естествознания с робототехникой. Старшеклассникам – обширное информационное поле, библиотека и большое количество маленьких помещений для групповых занятий».

Не по программе

Главный вопрос при слиянии школ, который волнует всех, – кто будет новым директором и по какому курсу пойдет учебный процесс. В пресс-службе Департамента образования Москвы «НИ» сообщили, что назначать руководителя школы будет окружное управление образования, а «организация образовательного процесса находится в компетенции самого образовательного учреждения». В частности, родителям из школы № 434 сказали, что их будет курировать экономическая школа № 1301. «Я, например, против этого уклона, – говорит «НИ» папа пятиклассницы Николай Пилипенко. – В нашей школе всегда были сильные физика, химия, математика, русский язык и литература. А если детей будут усиленно учить экономике, то на остальные предметы у них останется меньше времени». Заместитель начальника управления координации деятельности Департамента образования Москвы Александр Гаврилов заявил «НИ», что не видит никаких проблем в соединении школ с разными профилями: «К примеру, если объединить языковую и математическую школы, то в новом образовательном учреждении ребенок будет хорошо знать и английский язык, и математику. Что в этом плохого? Какой родитель выступит против этого?»

Однако такие родители есть, и их немало. В частности, противоречия возникли при попытке объединения прогимназии № 1782 с гимназией № 1549, с англо-французской школой № 1358 и общеобразовательной № 1192. В прогимназии дети учатся с первого по четвертый класс, а потом переходят в гимназию, поэтому родители и учителя из этих двух учебных заведений объединиться совершенно не против. Тем более что обе школы находятся в одном здании. Однако гимназии не хотят, чтобы к ним присоединили общеобразовательную школу и англо-французскую. «В нашем районе у каждой школы есть своя ниша, свой потребитель, – говорит «НИ» папа восьмиклассника из гимназии № 1549 Илья Шишкин. – В гимназию идут те, кто реально хочет учиться – ботаники в хорошем смысле слова. А в общеобразовательную идут те, кто хочет жить спокойно и ничего не делать. Это не только мое мнение, об этом пишут на форумах в советах для первоклассников. У нас в школе пять английских в неделю и четыре китайских. Тем детям этого не надо! Я уверен, что из такого объединения ничего хорошего не выйдет».

Момент притирки

Мама второклассницы из прогимназии № 1782 Александра Остроумова боится, что после объединения под эгидой англо-французской школы с ее девочки будут требовать углубленные знания языка. «Наши дети тоже учат иностранный, но не углубленно, поэтому после объединения они, скорее всего, будут признаны отстающими, – говорит г-жа Остроумова «НИ». – Я специально выбрала для своего ребенка камерную школу. У нас нет дедовщины и других ужасов, которые показывают по телевизору. А где гарантии, что все это не появится в большой объединенной школе?»

Также родители уверены, что при слиянии школ первые года три будет ощущаться момент притирки. «Никогда не бывает безболезненного объединения, – говорит Илья Шишкин. – А как я это ребенку объясню? Я же не могу его поставить на кнопку «паузы», пока там учебные планы и коллективы будут притираться!» Ефим Рачевский, будучи директором большой объединенной школы, подтвердил «НИ», что после слияния школы ждут сложные годы. По его мнению, родителям придется с этим смириться.

Неповторимый опыт

Александр Гаврилов объяснил «НИ», что финансовые выгоды от слияния школ получит не Департамент образования столицы, а школы. «В прежние времена, когда были штатные расписания и финансировались ставки, утвержденные сверху, при объединении двух образовательных учреждений высвобождались какие-то ставки и учреждение теряло деньги, – напоминает г-н Гаврилов. – Сейчас финансируются не ставки, а дети, поэтому весь фонд заработной платы останется в новом объединенном учреждении». По его мнению, большая школа сможет удовлетворить больше образовательных потребностей. В ней будет реальная возможность открытия профильных классов. Также в школе будет работать по нескольку учителей-предметников, например физиков, поэтому если один заболеет, то его будет кем профессионально подменить. В маленькой же школе физика, скорее всего, будет заменять биолог или математик. Перемены притянут в укрупненную школу больше детей, и тем самым фонд заработной платы для учителей вырастет. «Очень многие школы, просчитав это сами, приняли решение об объединении», – добавляет г-н Гаврилов.

Организатор пикетов и митингов против объединения школ в столице, сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов пояснил «НИ», что недовольства большинства родителей и школ, которые сливаться не хотят, основаны на том, что они не видят доказательств того, что помимо экономической выгоды будет еще какая-то выгода для школьников. «Как говорится, колхозы можно укрепить, только земля травою зарастет, – говорит г-н Демидов. – Пример образовательного центра господина Рачевского позитивный, не спорю, но где доказательства, что его опыт управления не уникальный, а тиражируемый? Где гарантии, что другие директора объединенных школ смогут это повторить?»

Школы по осени считают

Столичные власти не раз публично утверждали, что слияние школ – это инициатива самих учебных заведений, которую они не могут принять без согласия родителей. Их мнение должен выражать управляющий совет школы. «Как правило, управляющий совет в школах собран формально из людей близких или зависимых от директора, поэтому провести через него любое решение, даже о фактическом уничтожении школы, бывает нетрудно», – утверждает Андрей Демидов. Руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина на встрече 9 июня с недовольными родителями и директорами школ заявил, что во многом возникшие разногласия связаны с тем, что родители выбирают своих представителей в управляющий совет «по принципу: лишь бы не меня». «Без решения управляющего совета ни одно заявление департаментом рассмотрено быть не может, – заверил г-н Калина. – Совет в школе сегодня имеет очень серьезные права. Если вы игнорируете необходимость участия в его работе, тогда власть в вашем совете захватят люди, которые будут протаскивать какие-то интересы».

Член управляющего совета прогимназии № 1782 Александра Остроумова рассказала «НИ» о тех баталиях, которые велись у них в школе. «24 апреля у нас был созван совет, но, когда наша директриса поняла, что совет проголосует «против», она в обход правил всех попросила выйти и предложила остаться только председателю совета и трем учителям. В результате трое проголосовали «за» и один «против», – говорит г-жа Остроумова.

Наша собеседница также отметила, что когда администрация школы проводила отдельные собрания с каждым классом на тему слияния, то в конце этих встреч родителей просили подписать протокол собрания словом «ознакомлен». «Но они никому не объясняли, что «ознакомлен» на юридическом языке означает «согласен»! – продолжает Александра Остроумова. – Членам управляющего совета приходилось самим ходить на все собрания и рассказывать это родителям. В итоге до нас дошли слухи, что решение о слиянии школ все же принято на заседании управляющего совета 26 апреля. Меня на него не позвали, председателя совета тоже. Я списалась с другими членами совета, их на нем тоже не было! Кто принял это решение, мы не знаем, но именно его приложили к заявлению о слиянии, которое было направлено в департамент. Сейчас у нас на руках 156 подписей против слияния. Это мнение большинства, так как в школе учатся 186 детей».

По данным столичного Департамента образования, сейчас документы о слиянии прогимназии № 1782 с другими учебными заведениями возвращены Северо-Западному окружному управлению образования для решения всех не согласованных с родительской общественностью вопросов, поэтому пока в школе все останется на своих местах. Директору придется снова проводить собрания, на которые ведомство обещало прислать своего представителя. Точно так же департамент поступил и со всеми другими школами, где возникли схожие протестные настроения. Так что родители и их дети могут спокойно отдыхать до осени.

 

Анастасия Малышева Новые известия

Другие записи

12.08.2016. Вскоре российские школьники сами будут выбирать для себя учебные курсы
Законопроект «Об образовании в РФ», принятый Госдумой в среду в первом чтении, будет регулировать систему всех уровней образования в России: от детского сада до аспирантуры. Ожидается, что окончательно…
12.08.2016. Российские вузы – за пределами рейтинга
Российские вузы снова не вошли в список 200 лучших университетов мира в авторитетном рейтинге издания The Times Higher Education. МГУ и МИФИ оказались за пределами топ-200, а СПбГУ не попал даже в первые…
12.08.2016. Количество школьных олимпиад избыточно
Мониторинг качества приема в российские государственные вузы на бюджетные места в 2012 году, подготовленный НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, показал, что в спросе на высшее образование…
12.08.2016. Самые умные пошли во врачи?
Этим летом вузы набрали более сильных первокурсников, чем год назад. Так утверждают исследователи из Высшей школы экономики (ВШЭ), которые уже третий год изучают результаты приемной кампании. ЧТО СКРЫВАЛИ…
12.08.2016. Рособрнадзор информирует еще о четырех вузах, которым запрещен прием обучающихся
В соответствии с ч. 7 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Рособрнадзор запретил прием еще в четыре образовательные организации:  НОУ ВПО «Институт иностранных…