"Зубрежка" против инноваций

На этой неделе в Улан-Удэ пройдет Всероссийский форум, посвященный инновационному образованию. Мы спросили учителя, которого судили за то, что он обучал детей на компьютере, - есть ли шансы у средней школы модернизироваться?

- Недавно ко мне приезжал приятель из США и в очередной раз подтвердил: американские родители не в восторге от тамошней системы тестовой проверки знаний. Финансирование школ в США зависит от оценок по английскому и математике, и преподаватели усиленно "натаскивают" детей именно по ним. Примерно то же самое сейчас происходит и у нас. Детей "затачивают" на сдачу теста путем "зубрежки".

И когда они становятся студентами, многие не могут учиться в вузах. Мы видим большой отсев с первых курсов. Я много общаюсь с представителями вузов, они не в восторге от ЕГЭ. Может быть, поэтому ряд российских вузов оставили себе возможность выбора путем проведения экзаменов по профильным предметам?

Другая проблема школы - "бухгалтерский" подход. Мало кого из чиновников интересует качество знаний, для них главное - экономия бюджетных средств. Знакомый педагог признался, что ощущает себя счетоводом. Большой вопрос и по качеству преподавателей. Средний возраст педагогов - за сорок, им на смену приходят зачастую случайные люди.

В итоге детям стало просто неинтересно ходить в школу. Ведь заниматься зубрежкой под предводительством некомпетентных педагогов мало кому захочется.

Чтобы изменить ситуацию, нужно не торопиться с реформами, вместо этого главное внимание уделить кадрам. Учителя должны чувствовать себя спокойно, не дергаться, не подстраиваться под изменяющиеся каждый год программы. ЕГЭ отлично показал себя в математике и других точных науках, но в гуманитарной сфере он буксует. ЕГЭ - это не панацея от коррупции, не спасательный круг для системы образования, тонущей во всевозможных проблемах. Это всего лишь инструмент, не самый совершенный, не универсальный, как нам его хотят представить. Причем прошло не так много времени, чтобы все научились им пользоваться.

Главная задача школы, которая была, есть и будет, это подготовка грамотных, развитых людей, способных самостоятельно мыслить и принимать решения. И для ее решения необходим спокойный, методичный подход, без шараханий и неразумных увлечений модными системами образования.    

Александр Поносов Российская Бизнес-газета

Другие записи

12.08.2016. Последний рывок абитуриента: август – самый трудный месяц для поступающих в вузы
Август разделил абитуриентов на рекомендованных и резервистов. Первые имеют право подать оригиналы в вуз и ждать приказа о зачислении. Вторым пока не позавидуешь. Они в списке резерва. И переживут в…
12.08.2016. Российские вузы не добрали три тысячи студентов
После завершения приема абитуриентов 85 вузов, подведомственных Рособразованию, не добрали три тысячи человек на педагогические и технические специальности, сообщил РИА Новости глава ведомства Николай…
12.08.2016. Еще одного обязательного ЕГЭ в России не будет
Вчера глава минобрнауки Андрей Фурсенко прилетел на Сахалин. Его сразу же окружили журналисты с вопросом, который сегодня волнует всю страну: как прошла вступительная кампания-2009? - В этом году, насколько…
12.08.2016. В российских школах не хватает учителей с широкими взглядами - эксперт
«Кадры решают все» - этот известный тезис вновь звучит в связи с обсуждением президентской инициативы «Наша новая школа». О том, каким должен быть учитель в новой школе, размышляет директор московского…
12.08.2016. Ректоры не доверяют коллегам: обсуждение предварительных итогов ЕГЭ подвело к грустным выводам
Ректоры подвели первые итоги вступительной кампании. Случилось это на заседании рабочей группы по проведению итоговой аттестации в школах и приема в вузы и ссузы. Главные выводы - ЕГЭ-2009 себя оправдал,…