Duplicate of Зимняя сессия в вузах: кому Е, кому ГЭ

1 марта закончился период, когда 11-классники должны были определиться с теми Едиными государственными экзаменами (ЕГЭ), которые они будут сдавать летом. Почти одновременно с началом новой предэкзаменационной страды были опубликованы данные по интригующему общественность вопросу: как же справились с первой сессией абитуриенты 2010 года – первое сугубо «егэшное» поколение?

Зимние заметки о летних впечатлениях

Если верить пресс-службе Минобрнауки, ЕГЭ все-таки стал относительно точной лакмусовой бумажкой для определения уровня будущего студента. Ведь самые высокие баллы по ЕГЭ были у будущих медиков, гуманитариев и специалистов по информационной безопасности. Они и сдали первую сессию со средними баллами от 3,86 до 4,15. Наименьший балл по ЕГЭ (и это немного пугает) был у будущих лесников, металлургов, машиностроителей и специалистов по авиационной и ракетно-космической технике. Эти ребята сдали сессию на уровне 3,11–3,44 балла.

На самом деле, при ближайшем рассмотрении из этих вроде бы скупых фактов можно сделать много интересных выводов. Медицинские вузы, и это уже давно не тайна, пользуются популярностью среди мусульманской молодежи России, в том числе у жителей Северного Кавказа и выходцев из Закавказья. ЕГЭ открыл дорогу в медицинские вузы для сельской молодежи, включая субъекты федерации из Северо-Кавказского федерального округа. Тот факт, что большинство этих ребят подтвердили свои хорошие результаты ЕГЭ, справившись с первой сессией, обнадеживает. Вспомните, как много было связано с этой темой скандалов и слухов в прошлом году – наибольший резонанс получила история с приказом президента Карачаево-Черкессии Бориса Эбзеева, которым он уволил собственного министра образования за нарушения при сдаче ЕГЭ.

Хотя, конечно, времени для выводов прошло пока мало и не надо обольщаться более высокими баллами, скажем, у студентов-гуманитариев против менее «титулованных» на школьных ЕГЭ самолетостроителей. Учиться в гуманитарном институте и в СССР было легче, чем в вузе, готовившем будущих ракетчиков и самолетостроителей. А уж теперь, когда число новоиспеченных гуманитарных учебных заведений – частных и нечастных – просто зашкаливает, снижая порой престиж гуманитарных профессий, «пятерка» в таком вузе по литературе или истории вообще очень часто не дает никакой гарантии знания предмета. А вот то, что будущими Туполевыми, Ильюшиными и Королевами рассчитывают стать сегодняшние троечники, кое-что говорит о падении престижа важнейшей профессии.

Удержание студента на селе

Возникает и другая опасность: ЕГЭ может демографически оголить и так не богатое людскими ресурсами российское село. Это раньше поступление в городской вуз было уделом немногих: надо было ехать за тридевять земель, сдавать предметы, к которым в сельской школе готовили откровенно плохо, ждать где-то вердикта приемной комиссии… Теперь все делается дистанционно и быстро. И даже если родители в сельской семье рекомендуют чаду взять планку пониже (пойти, скажем, в техникум), опросы показывают: установка у сельской молодежи – на город и на вуз. Это касается и многодетных семей, где раньше роли распределяли родители: ты в город поезжай, а ты мне по хозяйству поможешь. Теперь дети стали самостоятельные, а мотивацию на жизнь в городе ежедневно дают и школа, и СМИ, и сама нелегкая российская сельская жизнь.

Впрочем, всегда ли установка на успех реализуема? Не обманывают ли себя «лягушки-путешественницы» из сел и райцентров, чьи страдания при переселении в города-миллионники живописали и воспели еще писатели-деревенщики во главе с Валентином Распутиным? Недавнее исследование Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования (СПб АППО) подтвердило многочисленные личные наблюдения педагогов: нынешние старшеклассники, обладая часто откровенно слабой научной подготовкой, почему-то чувствуют себя готовыми хоть завтра начать взрослую жизнь и ждут скорых карьерных успехов. Если поколение 80-х и начала 90-х мучил комплекс неполноценности, то теперь налицо обратная крайность.

Победители-недоучки

Между тем исследования все того же АППО отмечают у старшеклассников снижение так называемой функциональной грамотности – так называется в педагогике набор знаний и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование человека в своей общественной среде. Среди так называемых блоков функциональной грамотности – владения компьютером, способности к самопознанию и общению, простой письменной грамотности, способности к решению бытовых проблем, правовой и экологической просвещенности, владения иностранными языками – в последние годы не деградировало только владение компьютером (больше 0,6 баллов при максимальном балле в 1). Хуже обстоят дела с правовой культурой (дети сами себе поставили 0,25 балла) и с экологией (0,2 балла). Появились и новые трудности с устной и письменной речью (тут школьники ставят себе от 0 до 0,3 балла). Первокурсники вузов оказываются не в состоянии говорить и писать сложными предложениями, большую трудность представляет даже 10-минутный устный доклад без бумажки.

Если мы посмотрим внимательно, то увидим, что провалы идут именно по тем предметам, которые недавно опубликованные образовательные стандарты хотят «интегрировать» (то есть, по сути, уменьшить по ним преподавание, слив несколько предметов в один). На «интегрированном» обществознании школьникам новым стандартом рекомендуется изучать право и экономику в одном флаконе. Экология же оказывается в одном флаконе с науками из области естествознания… Как видно из опроса, ребята и при нынешнем формально базовом уровне преподавания разбираются в этих вещах слабо, а теперь еще учитель должен будет так спланировать урок, чтобы за 2–3 часа в неделю рассказать ученикам о 2–3 на самом деле совсем разных науках.

С общением у нас и вовсе беда. Сводя русский и литературу в один предмет, делая чтение классики по сути факультативным, новый стандарт как будто игнорирует истину: хорошо говорит тот, кто хорошо читает. Гамлет, Дон Кихот, Дон Жуан и другие литературные типы нужны были как важные инструменты общения. Можно долго и тягостно объяснять, что такой-то человек – идеалист, рвущийся на крыльях энтузиазма к идеалу и вечно получающий «по мозгам». А раньше на протяжении двух столетий даже дети в России обходились двумя словами: Дон Кихот.

Был, впрочем, в русской литературе и другой забытый герой – недоросль Митрофанушка из одноименной комедии Фонвизина. С науками у него тоже было туго, зато готовности к петербургской жизни – хоть отбавляй. Та же тенденция и теперь: чем ниже уровень знаний, тем больше так называемая внутренняя свобода. То есть – уверенность в себе.

РИА Новости

Другие записи

12.08.2016. Зимняя сессия в вузах: кому Е, кому ГЭ
1 марта закончился период, когда 11-классники должны были определиться с теми Едиными государственными экзаменами (ЕГЭ), которые они будут сдавать летом. Почти одновременно с началом новой предэкзаменационной…
12.08.2016. Установлен вес ранца и время учебы
Новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утверждены постановлением руководителя Роспотребнадзора, главным государственным санитарным…
12.08.2016. Во французской стороне – в какие дальние страны отправляются учиться российские школьники
Если речь идет о европейском образовании, то в рейтинге популярности у родителей российских школьников, которых отправляют за знаниями за рубеж, первое место занимают английские лицеи. Этому есть элементарное…
12.08.2016. Во Владивостоке создается студенческий кампус мирового уровня
Это позволит Дальневосточному федеральному университету (ДВФУ) успешно конкурировать с ведущими вузами Азиатско-Тихоокеанского региона. Первая очередь учебных и жилых корпусов на острове Русском будет…
12.08.2016. 1 апреля начинается прием студентов на программы высшего и второго высшего образования на все формы обучения в ИМПЭ им. А.С. Грибоедова
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ имени А.С. Грибоедова   1 апреля начинает прием студентов на программы высшего и второго высшего образования на все формы обучения. Факультеты: экономический; юридический; журналистики; лингвистики Возможен…