Эффективность вузов будут считать по-новому

Россия создает собственный рейтинг вузов — вначале национальный, а с будущего года и международный. Его критерии принципиально отличаются от тех, по которым Минобрнауки оценивает эффективность вузов. Потому и результаты не совпадают.

— Я знаю, как выполнить задачу включения пяти российских вузов в топ-100, а то и в топ-20 мировых рейтингов. Все очень просто: в каждом нужно оставить не больше 5 тысяч студентов, пригласить 600—700 преподавателей, включая зарубежных с высокой цитируемостью и зарплатой в 100 тысяч долларов в год, и переориентировать их на чистую науку. Осталось найти менеджера — и можно открывать такой вуз хоть завтра, — открыл рабочее совещание «Рейтинг вузов в России» в Общественной палате ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий.

Но у России иной путь, констатировали участники обсуждения: «Наша задача — учить детей и обеспечить высокое качество образования». И только из-за того, что в концепции основных международных рейтингов она не вписывается, общественные вузы получают в них запредельно низкие места. Да и заточены мы под другую образовательную модель. Поэтому остается лишь создать свой национальный рейтинг — наподобие китайского Шанхайского. Таковой, как оказалось, уже подготовило рейтинговое агентство «Эксперт».

Топ-пятерка получилась ожидаемой: первое место у МГУ им. Ломоносова, затем — МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский госуниверситет, Физтех и Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики (НИУ-ВШЭ), рассказал гендиректор РА «Эксперт» Дмитрий Гришанков. Но вот что примечательно: в топ-20 вошли всего семь крупных университетов. И это ставит под сомнение слоган «Крупный вуз — высокое качество образования», под которым идет кампания тотального слияния вузов в крупные холдинги.

Ведущие места по качеству образования в новом рейтинге заняли МГУ и МГИМО. По степени востребованности у абитуриентов (и, соответственно, самым высоким ценам на платное обучение) — МГУ, МГИМО и НИУ-ВШЭ. А вот пятерка вузов, куда поступают самые одаренные абитуриенты, включая победителей олимпиад для школьников международного уровня, выглядит иначе: Бауманка, МГУ, Санкт-Петербургский госуниверситет, МГИМО и НИУ-ВШЭ.

Группа лидеров, получивших самую высокую оценку работодателей, совпадает с лидерами основного списка. Однако пятерка вузов, подготовивших высший менеджмент для крупнейших компаний, также иная: МГУ, Финансовый университет, РАНХиГС, МГИМО, МАИ.

Рейтинг 2012 года — только начало, предупредил Гришанков. В 2013 году помимо российских вузов в него войдут и университеты СНГ. А в 2014—2015 годах — и другие европейские вузы, благо недовольных сегодняшними англо-американскими рейтингами в Европе не счесть. Взять хотя бы Францию и Германию: Мюнхенский технологический университет, к примеру, уже объявил, что выходит из рейтингования по этой модели. Вот они, дескать, и потенциальные союзники России. Правда, не все так просто.

Возникнут и сложности, предупредил Виктор Садовничий. Например, «проблема научных публикаций. Сделаем упор на зарубежные журналы — повысим эту часть рейтинга своих вузов, но загубим отечественные научные издания. Значит, надо решать, как быть. Или раскрутка нашего рейтинга на международном уровне — она потребует серьезной борьбы и крупных интеллектуальных финансовых затрат, ведь поначалу за рубежом его гарантированно никто не признает!» Да и договариваться с крупнейшими международными рейтинговыми агентствами будет нелегко. Поэтому начинать надо с сотрудничества на площадках СНГ, ШОС и БРИКС.

Впрочем, главное даже не это. Критерии рейтинга «Эксперта» разительно отличаются не только от международных, но и от параметров, по которым Минобрнауки оценивает эффективность отечественных вузов. Образовательное сообщество сочло их неубедительными: лишь накануне на встрече с представителями «Молодой гвардии» студенты жаловались на то, что они «настолько неэффективны, что тянут на отдельный скандал. Список абсурдный! Какое отношение к качеству образования, к примеру, имеют заработки вузов?! Главным должно быть трудоустройство по специальности и готовность работодателей брать выпускников данного вуза!».

В новом рейтинге это учли. О вузах здесь судят не по занимаемым ими площадям, а по качеству образования и востребованности у абитуриентов и у работодателей. В итоге и результаты иные: в перечень 50 лучших вузов вошли даже те, что по итогам министерского мониторинга получили клеймо малоэффективных. РГГУ, например, занял 26-ю позицию, а МАрхИ — 44-ю.

В Минобрнауки признают: официальные критерии эффективности вузов надо корректировать. Более того, чиновники приглашают к этой работе и составителей рейтинга «Эксперта». Правда, однажды, по словам Гришанкова, их «уже включали в состав министерской рабочей группы, но потом оттуда вычеркнули». Но в любом случае «перечень критериев оценки эффективности вузов будет совершенствоваться, — заверил «МК» директор Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев. — Однако, как орган государственной власти, мы можем оперировать только достоверными данными. Сегодня нет инструмента, позволяющего оценивать востребованность выпускников того или иного вуза. Мы будем над этим работать».

Марина Лемуткина Московский комсомолец

Другие записи

12.08.2016. Олимпиада РАНХиГС 2012–2013 года
Открыта регистрация участников заочного тура олимпиады. Олимпиада РАНХиГС проводится ежегодно и включает два обязательных тура: первый тур — отборочный, проводится в заочной форме с применением дистанционных…
12.08.2016. Английский и SPSS
  «По статистике факультета социологии МГУ, уже на 3–4-м курсе 2/3 социологов не собираются трудиться по специальности» – говорится на официальном сайте соцфака МГУ. И тут же добавляется, что в этом нет…
12.08.2016. В ЕГЭ появятся устные задания по гуманитарным предметам
Технология проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) продолжит совершенствоваться, постепенно будет вводиться устная часть в экзаменах по гуманитарным предметам, заявил в среду в рамках правительственного…
12.08.2016. Борьба с плагиатом в вузах
  У первокурсников близится первая сессия. И вот по всему Интернету запестрели вопросы: «Преподаватель проверяет реферат на оригинальность, что делать?» Конечно, сдуть работу на заданную тему, как в…
12.08.2016. Работодатели предпочитают кутафинцев
  Интервью с Л.А. Петручак, проректором по учебной и воспитательной работе МГЮА имени О.Е. Кутафина, доктором юридических наук. – Лариса Анатольевна, сегодня при всем изобилии выпускников юридических…