Интернет-мотивация


Экономические и демографические сложности на рынке заставляют негосударственные вузы искать новые пути сотрудничества с другими образовательными учреждениями. Ректор Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП), Юрий Семенович Руденко, рассказывает о том, как в этом институте работают со средними специальными заведениями, поможет ли вуз студентам других негосударственных вузов в случае их закрытия и почему дистанционное обучение так популярно среди студентов.

Для многих родителей вопрос поступления в платные вузы стал довольно болезненным в условиях экономического кризиса. Что может предложить в сложившихся условиях негосударственный вуз?

Мотивы выбора вуза могут быть различными. В негосударственных вузах, во-первых, как правило, больше внимания уделяется индивидуальной работе со студентами. Это одно из главных преимуществ. Второе - мы дифференцированно подходим к каждому абитуриенту в плане возможности оплаты обучения: предусматриваем систему договоренностей с банками, чтобы студенты могли получить кредиты на обучение (например, Сбербанк готов кредитовать наших абитуриентов под 12% годовых), дифференцированно относимся к системе оплаты (можно платить за год или за семестр). С этого года в МИЭМП вводится практика оплаты обучения помесячно. Это компенсирует те негативные обстоятельства, которые связаны с необходимостью единовременного внесения большой суммы.

Много ли студентов пользуется возможностью помесячной оплаты?

По нашим расчетам, сейчас около 40% студентов МИЭМП обратились в деканаты с просьбой ввести помесячную оплату. Ситуация также осложняется демографическим кризисом.

Как Вы его преодолеваете? Насколько я знаю, у Вас появилось общежитие, а значит - возможность набора иногородних студентов.

Да, мы ищем пути решения этой проблемы. На недавнем ученом совете была принята программа развития института до 2013 года. Мы понимаем, что ближайшие 3 года - наиболее кризисо-опасные как с экономической, так и с демографической точек зрения. В прошлом году уже многие вузы столкнулись с этой проблемой - в среднем по стране недобор в негосударственных вузах составил около 40%. В этом году демографическая ситуация станет еще хуже, поэтому многие вузы сейчас стали изыскивать возможность привлечения иногородних студентов. И в этом году МИЭМП начал предоставлять возможность заселения в общежитие. Кроме того, мы широко развиваем программы дистанционного образования для абитуриентов, находящихся в регионах. Сейчас в вузе более 70 преподавателей одновременно являются высококвалифицированными тьюторами, работающими в системе дистанционного образования.
Еще одно направление, которое развивает МИЭМП, - система дополнительного образования. Институт широко использует возможности по переподготовке и повышению квалификации специалистов в области менеджмента, банковского дела, налогообложения, бухгалтерского учета. Реализуются программы дополнительного образования в области делового иностранного языка. МИЭМП также активно участвует в различных конкурсах на предоставление услуг по государственным и муниципальным контрактам.

Кризис повлек за собой серьезные проблемы в области бизнес-образования. Тем не менее, с этого года МИЭМП открывает новое направление «Высшая школа бизнеса» (программы MBA и MPA). Кроме того, открывается Центр по налоговому консультированию. Конечно, мы более основательно начинаем работать со школами и средними специальными учебными заведениями.

Расскажите подробнее про Ваши связи с колледжами.

В МИЭМП уже давно реализуется программа «Колледж - вуз» в двух аспектах:

1. Создан собственный колледж, реализующий программы среднего профессионального образования, который успешно работает на правах факультета.

2. У нас существуют соглашения о сотрудничестве с рядом колледжей-партнеров Москвы и Московской области. Одно из направлений партнерской работы - ежегодный окружной конкурс молодежных предпринимательских проектов «Свое дело». Конкурс проводится при поддержке Префектуры Южного административного округа Москвы. В этом году в конкурсе участвовало более 50 проектов, 2/3 из которых были представлены учащимися колледжей ЮАО.

В связи с кризисом на рынке существуют прогнозы, согласно которым многие негосударственные вузы могут прекратить свое существование. Сможете ли Вы помочь студентам, оставшимся без вуза?

Конечно, МИЭМП сможет это сделать. Существуют условия, при которых студенты одного вуза могут быть переведены в другой вуз. Если вуз аккредитован, то студент может в заявительном порядке подать к нам документы. Нам необходимо будет посмотреть, что это за вуз и соответствует ли программа обучения государственному образовательному стандарту. Если все в порядке - таким студентам не о чем беспокоиться.

В современном обществе какова должна быть роль Интернета в обучении?

Часто в нашей стране некоторые процессы происходят позже, чем в остальном мире. Конечно, на Западе дистанционное обучение более популярно. Среди студентов, которые сейчас учатся на программах дистанционного образования в МИЭМП, половина - это те, кто уже получили первое высшее образование. Поэтому для них возможность получения второго высшего образования должна быть удобной, чтобы им не приходилось куда-то ездить, бросать работу. В России пока немногие вузы реализуют систему интернет-обучения в ее чистом виде. Многие предлагают только смешанное обучение. Мы же отошли от такой практики и сделали обучение полностью дистанционным на основе интернет-технологий. В этом году в МИЭМП на итоговую государственную аттестацию впервые приехали те студенты, которых мы приняли на обучение 3 года назад. Я специально опрашивал выпускающие кафедры, как на фоне остальных студентов выглядят те, кто обучался по интернет-технологии. Общее мнение таково: эти студенты более мотивированы и подготовлены лучше! Ведь учиться по Интернету непросто - нужно несколько часов в день проводить за компьютером; сдать 50-60 предметов; своевременно выполнять контрольные работы; участвовать в вебинарах и т.д.

Если раньше человек, поступающий в вуз, более-менее представлял, чем он будет заниматься, то сейчас неопределенность сильно возросла. Поэтому всех интересует вопрос дальнейшего трудоустройства. Я знаю, что Ваш вуз помогает выпускникам в поиске работы. Скажите, зачем это вузу?

Наличие такой помощи со стороны Института очень важно для студентов. Это подтверждают и результаты регулярного анкетирования студентов. Также наличие в структуре вуза подразделения, занимающегося трудоустройством выпускников, является серьезным конкурентным преимуществом: абитуриент видит, что в вузе есть система трудоустройства, актуальная база данных о вакансиях, предложения потенциальных работодателей, проходят ярмарки вакансий. В последней ярмарке вакансий, состоявшейся в МИЭМП, участвовало более 50 различных известных компаний. У наших выпускников имеются реальные шансы найти работу, будучи студентами. В настоящее время это является большим преимуществом для вуза.

Владимир Правоторов EXAMEN.RU

Другие записи

12.08.2016. Нашествие дилетантов
Данные последних исследований свидетельствуют: только 52% жителей крупных городов России работают по полученной в ходе образования специальности. При этом лишь 49% считают, что образование - это решающий …
12.08.2016. Вниманию мечтающих работать на телевидении
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова продолжает прием документов от поступающих в бакалавриат по 5 июля включительно, причем справку о ЕГЭ можно принести и после этой даты. Вся…
12.08.2016. Госдума вводит бессрочную лицензию для образовательных учреждений
Госдума приняла в пятницу в первом чтении правительственные поправки в ряд законодательных актов в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления госуслуг в сфере…
12.08.2016. Отделение бизнес-информатики экономического факультета АНХ при Правительстве РФ объявляет прием студентов в бакалавриат и магистратуру
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. Экономический факультет. Отделение бизнес-информатики Объявляет прием студентов в бакалавриат и в магистратуру Бакалавриат: Срок обучения…
12.08.2016. Рособрнадзор обнародовал предварительные итоги ЕГЭ
В 2010 году ЕГЭ проводился по 14 общеобразовательным предметам в 83 субъектах Российской Федерации и в 52 иностранных государствах (включая г. Байконур в Казахстане). Всего было организовано 8 676 пунктов…