Объединение бывших ПТУ под крышей вузов поможет повысить качество подготовки рабочих кадров

Спрос на получение рабочих специальностей среди молодежи в последние годы заметно снизился, а пришедшие на смену ПТУ колледжи и техникумы не всегда могут обеспечить должное качество образования. Компания и отраслевые учебные заведения предлагают свои решения кадровой проблемы в сегменте массовых профессий.


«Инновации в образовании – это, конечно, хорошо, но что ни говори, а раньше система подготовки была намного эффективнее, – рассуждает технолог отдела подвижного состава Ростовского региона Северо-Кавказской дороги Виктор Андрусенко. – Вы посмотрите на молодых! Казалось бы, новые технологии, в том числе учебные, должны давать им преимущества перед кадрами старой закалки, но нет… Такое чувство, что нарушилось что-то в самой основе обучения: непонятно, кто, как и чему должен учить сегодня молодого рабочего?»

Догадки железнодорожника не беспочвенны – стройный порядок подготовки кадров для транспортной отрасли сломался в середине 90-х годов, когда из образовательной цепочки выдернули одно из её ключевых звеньев – начальное профессиональное образование. Тогда по решению Минобрнауки все 127 железнодорожных профтехучилищ, подведомственных МПС, передали в ведение региональных властей с финансированием из местных бюджетов.

Муниципалитетам лишние расходы оказались ни к чему, да и не все могли их себе позволить в условиях нестабильной экономики. В итоге многие училища были ликвидированы за ненадобностью, а в тех, что остались, урезали или полностью прекратили набор на железнодорожные специальности. «Железнодорожный транспорт рассредоточен по всей территории страны, и муниципальным структурам неинтересно готовить для него специалистов. Их интересуют профессии, востребованные в их конкретном регионе. К примеру, работники трамвайных депо и водители трамваев. Готовить других стало для регионов дорого и не нужно», – объясняет президент Ассоциации вузов железнодорожного транспорта Борис Лёвин.

Нехватку рабочих кадров в отрасли ощутили сразу. Если раньше их подготовка по всей линейке потребности железных дорог составляла около 37 тыс. человек в год, то после передачи ПТУ регионам выпуск сократился на 70%. Частично нивелировать ущерб удалось с помощью отраслевых техникумов и вузов, взявших на себя подготовку специалистов массовых профессий.

Тем не менее на повестке дня остро встал вопрос, кем заполнять рабочие места, чтобы не поставить под угрозу безопасность движения и эффективность производственной деятельности, – выпускниками тех училищ, что ещё остались, или специалистами, подготовленными в собственных учебных центрах. В отрасли пошли по второму пути, которого компания придерживается и сегодня.


«Мы развиваем учебные центры, в которых готовим по нашим требованиям и программам, на нашей материальной базе, с помощью наших преподавателей те кадры, которые нам необходимы. Это объективная ситуация, которая сложилась сегодня, – рассказывает начальник отдела развития и обучения персонала департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Игорь Чирва. – За последние четыре года количество обучаемых в учебных центрах профессиональных квалификаций рабочих увеличилось на 20 тыс. человек. По плану 2014 года их уже 92 тыс. Но и мы имеем ограниченные возможности».

Принимая во внимание все сложности подготовки рабочих кадров, в компании не порвали связь с профтех-училищами, но вынуждены констатировать, что квалифицированных выпускников становится всё меньше. «Мы поддерживаем сотрудничество с училищами на Горьковской, Юго-Восточной, Красноярской и других дорогах. Там готовят помощников машинистов для конкретных депо. Мы знаем эти ПТУ, пытаемся им помогать по мере сил и возможностей, но дело в том, что сегмент подготовки рабочих сужается из-за их реорганизации в колледжи и техникумы и связанного с этим перераспределения при наборе. Сокращение идёт в том числе и по таким важным для нас профессиям, как помощник машиниста локомотива и слесарь по ремонту подвижного состава», – отмечает Игорь Чирва.

Волна преобразований в учебные заведения среднего профессионального образования охватила ПТУ уже в нулевые годы, когда региональным властям законодательно разрешили аккредитовывать их без участия представителей Министерства образования. «Требования растут, в том числе и к рабочим кадрам. Связано это в первую очередь с внедрением современных технологий, включая и на транспорте, что требует более высокого уровня компетенций. Тем не менее внутри колледжей дифференциация программ сохраняется», – объясняет необходимость реорганизации заместитель министра образования Александр Климов.

Железнодорожные училища воспользовались возможностью и переквалифицировались в колледжи и техникумы, получив дополнительное финансирование. Однако вопреки ожиданиям смена статуса не повлекла за собой прорыва в качестве обучения. Особенно остро встал вопрос с квалификацией преподавательского состава. Оказалось, что педагоги, работавшие в ПТУ, были в большей степени практиками, а среднее профессиональное образование потребовало углублённой теоретической подготовки.

Фактически отстранившись от начального профобразования, учебные заведения не смогли обеспечить качественную подготовку более квалифицированных специалистов. Как следствие – компания не досчиталась рабочих кадров, а железнодорожные колледжи и техникумы, входящие в состав отраслевых вузов, недополучили студентов. «Во многих городах получилось так, что два железнодорожных колледжа стоят друг против друга: один как самостоятельное юрлицо, а другой – как структура вуза. И дело даже не в конкуренции, а в том, что функции дублируются», – подчеркивает Борис Лёвин.

В такой ситуации единственным выходом, по его мнению, остаётся объединение учебных заведений в качестве филиала вуза. Задумка уже воплощается в Брянске, где местный железнодорожный колледж, бывшее профтехучилище, проходит завершающий этап объединения и готовится войти в состав МИИТа. «Сегодня у нас возникла рабочая пауза – мы ждём документов из Минобрнауки, в которых также определится, каким образом после объединения будут доучиваться нынешние студенты. Скорее всего, они завершат обучение не по начальному профессиональному образованию, а, условно говоря, по первому уровню среднего профессионального. В любом случае будем внимательно работать с каждым учащимся, чтобы объединение прошло для них максимально безболезненно», – сообщил директор Брянского железнодорожного колледжа Брянского филиала МИИТа Юрий Лунев. После слияния колледж продолжит подготовку по всему спектру специальностей, а возможно, и расширит его – уже сейчас предприятия железнодорожного транспорта обращаются в учебное заведение для дополнительной подготовки по отдельным специальностям. Так, Федеральная пассажирская компания заключила с колледжем договор на подготовку проводников на летний сезон. «Учитывая, что в прошлом году муниципальный железнодорожный колледж не проводил набор, нам увеличили контрольные цифры приема бюджетных мест до 160, а в этом году подняли ещё выше – до 235 мест. Таким образом, мы закрываем все специальности, но переизбытка рабочих кадров, как это было до этого, не происходит», – говорит Юрий Лунев.

В вузах эксперимент с объединением колледжей признают удачным и планируют его продолжать. В ближайших планах – объединение учебных заведений в Рязани, Воронеже и Кирове, где уже началась разъяснительная работа с учащимися и их родителями.

Мария Хлопотина Гудок

Другие записи

12.08.2016. Министр высшего образования Франции: «Практика должна начинаться раньше»
Министр высшего образования Женевьева Фиоразо хотела бы, чтобы студенческая практика снова стала частью профессиональной подготовки, неотделимой от университетского курса. …
12.08.2016. 15 марта приглашаем Вас на презентацию ведущего швейцарского Института гостиничного бизнеса и дизайн-менеджмента IHTTI School of Hotel Management и других четырех институтов, входящих в SWISS EDUCATION GROUP
Программа презентации: «Изучение в Швейцарии гостиничного и дизайн-менеджмента, туристического менеджмента, международного гостиничного менеджмента, управления мероприятиями, предпринимательской деятельности,…
12.08.2016. Эксперты выяснили, какие вузы и почему предпочитают участники олимпиад школьников
Ежегодно Союз ректоров проводит исследование, которое отвечает на вопрос о том, какие вузы, специальности и регионы выбрали победители и призеры олимпиад Российского совета олимпиад школьников и…
12.08.2016. Лекция НИУ ВШЭ «Медиаглобализация и культурный суверенитет»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» продолжает цикл публичных лекций в музеях Москвы. 6 марта в экспозиции «Мой дом – Россия» состоится лекция «Медиаглобализация…
12.08.2016. Вузы снова под прицелом
Новый тренд 2014 года в сфере высшего образования – борьба с вузами-«невузами». В ближайшее время Рособрнадзор получит новые полномочия, позволяющие ему закрывать институты, которые не учат, а торгуют…