Определены лучшие сайты вузов

Положение университетов России в рейтинге Webometrics незавидно. Самая лучшая позиция, по данным прошлого года, у МГУ им. Ломоносова - 186-е место. Следом идет СПбГУ - 927-е место. Пятерку замыкают Новосибирский госуниверситет (949-е), ГУ-ВШЭ (1143-е) и МФТИ (1219-е). Однако ситуация небезнадежная, уверен один из авторов рейтинга, руководитель испанской лаборатории Cybermetrics Lab Исидро Агийо. На встрече с представителями отечественных университетов, которая состоялась в Высшей школе экономики, он рассказал об основных ошибках в продвижении сайтов и объяснил, как улучшить ситуацию.

 

Справка STRF:
Основные рекомендации российским вузам:
1. Нужно обеспечить более легкий доступ к информации о деятельности вуза (двойственное или тройственное присутствие одного вуза в Интернете этому мешает).
2. Следует создать иностранную версию сайта, что обеспечит дополнительные ссылки из зарубежных стран.
3. Содержание сайтов должно быть ориентировано на более широкую аудиторию, а не только на студентов и преподавателей.
 
Все в сеть


Webometrics считается одним из престижных рейтингов вузов, который составляется с 2004 года лабораторией Cybermetrics Lab, входящей в национальный Центр информации и документации при Высшем совете по научным исследованиям Испании. Как подчеркнул г-н Агийо, их рейтинг финансируется за счет государства в отличие от многих других, которые делаются частными компаниями или средствами массовой информации.

Испанцы взялись за составление рейтинга из нескольких соображений. В первую очередь, понимая, что в условиях глобализации, когда страны интегрируются в единое мировое экономическое пространство, разворачивается настоящая борьба за студентов. (Руководствуясь этими же мотивами, а кроме того, желанием реабилитировать российскую высшую школу в глазах мировой общественности решили составить первый глобальный рейтинг вузов и в России). В настоящее время около трех миллионов студентов свободно перемещаются из одной страны в другую. Соответственно университеты находятся в ситуации жесткой конкуренции. Ранжирование вузов играет далеко не последнюю роль в распределении финансовых потоков, среди которых значительная доля поступает от студентов и выпускников, получивших престижную работу.

Существовавшие на тот момент рейтинги, по мнению Исидро Агийо, имели серьезные недостатки. Например, Шанхайский в большей степени ориентировался (как впрочем, и ориентируется) на исследовательскую деятельность вузов. Поэтому два критерия оценки из шести в нем связаны с количеством выпускников и сотрудников вуза, получивших нобелевские премии и медали Филдса (высшая математическая награда). Хотя надо учитывать, что медаль Филдса за всю историю получили около 50 человек, а нобелевскую премию - менее 600.

«Мы решили создать свой рейтинг, чтобы пользователи получили дополнительную информацию о вузах, - говорит Исидро Агийо. - Долго думали, как лучше его составлять. Имеется множество индикаторов оценки деятельности университетов. Но проблема в том, что довольно сложно собрать достоверную информацию о многих тысячах вузах, особенно развивающихся стран. Кроме того, трудно сравнивать и соотносить сведения об учебных заведениях разных стран. Учитывая все преимущества интернета, а также перспективы его использования в образовательной и научной сферах, мы решили использовать web в качестве основного источника информации об университетах».

Доступ в Интернет имеют все учебные заведения мира, каждый из них при желании может использовать его ресурсы, у любого преподавателя есть возможность опубликовать там свою статью, как научную, так и публицистическую. И если в специализированном журнале статья доступна нескольким сотням профессионалов и ими же оценивается, то в Интернете - миллионам.

Авторы Webometrics постарались, чтобы методология оценки вузов не была слишком сложной. Деятельность университетов оценивается по следующим критериям:

1. Веб-размер (количество страниц вузовского сайта, найденных поисковиками).

2. Заметность (количество внешних ссылок на сайт).

3. Количество загруженных файлов (pdf, doc, ppt и ps).

4. Количество публикаций и индекс цитируемости по оценке Google Scholar.

 

Один вуз - один сайт

Рейтинг обновляется два раза в год: в январе и в июле. Разработчики поставили перед собой цель не просто определить сотню лучших университетов, но и ранжировать максимально возможное число вузов. В рейтинг попадает около 16 тысяч учебных заведений со всего мира. Более 50 процентов позиций в Топ-200 принадлежит университетам США и Канады. С одной стороны, это объясняется их широким присутствием в интернете, а с другой - целым рядом сопутствующих продвижению в мире американской системы образования факторов (политических, финансовых, культурных, экономических и т.д.).

В США даже крупные университеты представлены в интернете как единое целое, в Европе они разрозненны. То же самое характерно и для России. Головной вуз имеет один сайт, филиалы - другие, и между собой они практически не связаны. Использование одним университетом нескольких доменов, по мнению г-на Агийо, одна из главных ошибок.

«Думаю, не ошибусь, если предположу, что ведущие вузы России могли бы находиться в Топ-50 нашего рейтинга, но из-за некоторых вполне типичных ошибок пока занимают гораздо худшие позиции, - отметил Исидро Агийо. - Составляя рейтинг, мы пришли к выводу, что основная проблема заключается в том, что многие вузы не публикуют информацию о своей деятельности. Не исключено, что на самом деле они работают гораздо лучше, чем это представлено в Интернете».

Эту проблему, кстати, понимают не только западные эксперты. Рособрнадзор планирует ужесточить требования к вузовским сайтам, включив их оценку в аккредитационные показатели университетов. Поэтому есть надежда, что и отечественные вузы расширят свое присутствие на просторах Интернета. Пока же несколько сотен российских вузов вообще не имеют сайтов.

При составлении рейтинга испанские исследователи оценивали информацию о 717 вузах России. И выяснили, что у 40 университетов имеется несколько сайтов, причем обновляются они только на русском. Сведения на иностранных языках предоставляют единицы. Но те англоязычные странички, которые имеются у некоторых вузов, оторваны от основного сайта, а должны быть тесно связаны с русским контентом. Количество ссылок с внешних источников на эти сайты невелико. То есть низкие позиции российских вузов в рейтинге объясняются главным образом отсутствием линков на их сайты из зарубежных стран.

«В России количество посещений на 90% обеспечивается жителями страны, а, например, в США около 50% - это иностранцы, - говорит Исидро Агийо. - Еще одна проблема связана с тем, что большую часть посетителей сайтов российских вузов составляют студенты. Это не совсем правильно. В период каникул происходит обвал посещаемости. Надо стараться предоставлять более разноплановую информацию, которая будет интересна не только учащимся и преподавателям, но и более широкой аудитории, в том числе и зарубежной. Например, на вузовском сайте может быть представлена информация о политической, экономической, культурной жизни города или региона, в котором находится университет».

 

Стимул для развития?

Webometrics, как впрочем и любой другой глобальный рейтинг вузов, воспринимается академическим сообществом неоднозначно. Многие эксперты считают, что испанские исследователи действуют по принципу наименьшего сопротивления, используя ту информацию, которая лежит на поверхности и которую проще всего получить. Недостаток Webometrics заключается в том, что он фактически опирается на единственный источник - сайты вузов. Но насколько полно там отражается деятельность университетов - большой вопрос. К тому же российские вузы еще не полностью освоили этот ресурс. Так считают в России, где традиционно сильны позиции людей, предпочитающих неформализованный подход к оценке научной и образовательной деятельности.

Марина Муравьёва S&T RF

Другие записи

12.08.2016. Хотите получить европейский диплом о высшем образовании бесплатно? Поверьте, это вполне возможно!
Высшее образование в Чехии бесплатное даже для иностранцев... но на чешском языке. Одногодичная подготовительная программа UniPrep факультета гуманитарных наук Карлова университета (Лицензия…
12.08.2016. 18 февраля TASIS - Американская школа-пансион в Англии и образовательный центр «Геотэк - Колледж» приглашают школьников и их родителей на консультации
18 февраля 2010 в 16.00 TASIS - Американская школа-пансион в Англии и образовательный центр «Геотэк - Колледж» приглашают школьников и их родителей на консультации по следующим программам:…
12.08.2016. 19 апреля состоится презентация учебных программ Hotel Institute Montreux, Швейцария: три диплома за 3 года, Postgraduate Diploma – 5 мес., MBA – 1 год
19 апреля 2011 года приглашаем на презентацию учебных программ Hotel Institute Montreux, Швейцария: три диплома за 3 года, Postgraduate Diploma – 5 мес., MBA – 1 год. Презентация состоится в 19.00 в «Шератон…
12.08.2016. Подведены итоги I тура V Всероссийской олимпиады по финансовому рынку для старшеклассников
Подведены итоги I тура V Всероссийской олимпиады по финансовому рынку для старшеклассников. Для участия в Олимпиаде зарегистрировалось 3986 школьников. В I туре им необходимо было заочно выполнить тестовые…
12.08.2016. В СПбГУ больше не будет заочников
Санкт-Петербургский государственный университет с 2010 года отказывается от приема студентов на заочное отделение. "Это наше принципиальное решение", - заявил на пресс-конференции проректор СПбГУ Валерий…