Платное бесплатное образование

Исследования, заказанные Общественной палатой НИУ «Высшая школа экономики», свидетельствуют: кризис не помешал родителям вкладываться в образование детей. 80% коммерческих студентов учатся в государственных вузах. Средние расходы в госвузах на эти цели в прошлом учебном году составили около 56 тыс. руб. В частных – почти на 20% меньше.

Последняя оценка состояния рынка платного высшего образования в России позволила исследователям сделать несколько любопытных выводов. Российские родители по-прежнему готовы на любые траты, лишь бы их дети получили университетский диплом. И все мировые и отечественные кризисы вместе взятые им не помеха. Дороже всего сегодня обходится обучение будущих медиков – свыше 100 тыс. руб. в год при средней стоимости платного обучения в 56 тысяч. Но вот что интересно: основной площадкой рынка платного высшего образования в России являются не частные, а государственные вузы. Там учатся до 80% студентов-платников.

Учиться, учиться и тратиться!

По данным исследования, около 60% семей, в которых есть дети в возрасте от 13 до 20 лет, согласны войти в серьезные материальные затраты ради того, чтобы дети получили университетский диплом. Чем выше уровень образования самих родителей, тем к большим финансовым жертвам ради обучения молодого поколения они готовы. Однако не отстают и семьи с более низким образовательным цензом. Их объединенными усилиями в прошлом, не самом благополучном финансовом году на высшее образование детей был потрачен каждый четвертый-пятый рубль семейного бюджета: «Средние затраты на эти цели составили около 22% от среднегодового дохода семьи студента в расчете на одного человека».

Примечательно, что даже в семьях, где, по оценке домочадцев, на ежедневные расходы хватает, но покупка одежды уже представляет трудности, средние расходы на высшее образование за год составили 42,5 тыс. руб. В более благополучных – где на еду и одежду хватает, но покупка телевизора, холодильника и т.п. представляет трудности, – уже 56,6 тыс., а тех, где достаточно обеспечены материально, но для покупки автомобиля и дорогостоящего отпуска пришлось бы залезть в долги, – 66,4 тыс. Семьи же, считающие себя материально обеспеченными и имеющими возможность позволить себе дорогостоящий отпуск и покупку автомобиля, вложили в высшее образование детей за год 97,4 тыс. руб.

Средние расходы на дневное обучение в государственных вузах в прошедшем учебном году составили около 56 тыс. руб. Однако не стоит думать, что все эти деньги огребли частники от образования. Как оказалось, 80% коммерческих студентов учатся в государственных вузах. А стоимость года обучения там на 19% выше, чем в негосударственных вузах! Такое вот платное бесплатное образование.

Наша дорогая медицина

Дороже всего, как оказалось, приходится платить за обучение в медицинских вузах: в среднем – более 100 тыс. руб. за год. Юристы с экономистами, хотя среди них по-прежнему наибольшее число платников, от эскулапов безнадежно отстали: они в среднем «стоят» чуть более 70 тыс. руб. в год. Отсюда вывод: традиционная популярность этих направлений подготовки сходит-таки на нет. Моду же на медицинское образование впоследствии оплатят пациенты: во всяком случае, надежд на платежеспособность будущих клиентов юристов, как явствует из приведенных цен, сейчас гораздо меньше, чем 5–10 лет назад.

Наименьшие траты у студентов технических вузов. Там год обучения в среднем обходится всего в 51,5 тыс. руб. Таким образом, говорить о возвращении престижности специальности инженера, мягко говоря, пока преждевременно.

Об уровне востребованности и престижности тех или иных направлений подготовки свидетельствуют, по мнению авторов исследования, и другие данные. Прежде всего – уровень относительных цен на те или иные образовательные программы. И он дает похожую картину предпочтений студентов.

Самой дорогостоящей вновь оказалась группа специальностей «Здравоохранение». Здесь стоимость обучения почти на 25% превысила среднюю цену платных отделений госвузов. Инженеры же и тут плетутся в хвосте: затраты студентов инженерных и естественнонаучных специальностей на 14–16% ниже среднего уровня стоимости программ. Впрочем, наиболее доступными платными программами оказались не они. Наименее престижными, если следовать логике авторов исследования, сегодня являются программы «Сельское хозяйство» и «Образование» с «Педагогикой». Их стоимость отстает от средней стоимости года обучения на все 25–30%. А значит, профессия учителя, как и инженера, престижной в обществе все еще не считается. Оно предпочитает платить за более заманчивую перспективу. Тем более что возможностей получить высшее образование бесплатно постепенно становится больше.

Не все коту масленица

По данным исследования, в последние годы доля школьников, поступающих на бюджетные места, неуклонно растет: «Всего пару лет назад бюджетное финансирование выделялось в объеме, достаточном для обеспечения бесплатным образованием около 50% выпускников одиннадцатых классов. В этом году этот показатель возрос почти до 61%».

Халявным тенденциям есть вполне рациональное объяснение: демографический провал в сочетании с экономическим кризисом. Первый, добравшись до вузовского возраста, выкосил значительную часть абитуриентов. Второй в условиях усиления безработицы не позволил сократить количество бюджетных мест. Вот и пошли в вузы те, кто раньше не смел на это и надеяться. Итог оказался закономерным: вытеснение из системы высшего образования коммерческих студентов и более чем умеренный – на уровне инфляции – рост стоимости платного обучения.

Примечательно, что данная тенденция коснулась не только наименее престижных, но и самых востребованных специальностей. И в ближайшем будущем она сохранится. Задрав цены на самые престижные направления, предсказывают авторы исследования, вузы добьются одного: «Абитуриенты начнут отдавать предпочтение маловостребованным недорогим специальностям, по которым вузы не набирают бюджетных студентов. В результате высшие учебные заведения лишатся значительной части внебюджетного финансирования – наиболее гибкого в использовании источника средств (вузы имеют существенно больше свободы в использовании внебюджетных средств по сравнению с выделяемыми им бюджетными ассигнованиями)». Так что резкого скачка цен не предвидится!

К примеру, с 2005 по 2010 год стоимость обучения в российских госвузах увеличивалась в среднем на 9,9% в год. Цены в московских высших учебных заведениях росли немного быстрее – на 11% в год, в вузах Санкт-Петербурга – на 12,9%. Между тем в реальном выражении роста стоимости обучения за рассматриваемый период не наблюдалось: темпы роста цен на услуги высшего образования практически совпадали с темпами инфляции.

Московский комсомолец

Другие записи

12.08.2016. Студентам Дальневосточного федерального университета будут выдавать дипломы вузов США
Владивосток подтверждает неформальный статус «российского Сан-Франциско»: в 2012-2013 учебном году Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) начинает реализацию совместных образовательных программ…
12.08.2016. В 2012 году только восемь российских университетов получили право проводить дополнительные испытания абитуриентов
Правительство РФ утвердило перечень вузов, получивших право возродить дополнительные вступительные испытания, упраздненные после внедрения системы ЕГЭ. Список учебных заведений и направлений специальностей…
12.08.2016. Журналисты МГУ в «Горячей точке»
В последние годы на журфаке МГУ была существенно реорганизована система питания студентов. Главная столовая-кафе на первом этаже была преобразована в так называемый «open space». В нем студенты могут свободно…
12.08.2016. Университет Гонконга: учиться трудно, но интересно
Интервью с профессором Джоном Спинксом, советником вице-канцлера и руководителем приемной коммиссии Гонконгского университета (HKU) - Гонконгский университет считается первым в Азии и 22-м в мире. Как…
12.08.2016. Один диплом – хорошо, а два – лучше
Программы двойных дипломов полезны и студентам, и вузам, и преподавателям. К такому выводу пришли авторы исследования, которое было проведено при поддержке Представительства Европейского cоюза в России. Перед…