Поколение PYP

YPY международный бакалавриатТеряетесь в догадках, что такое PYP? Между тем, сегодня можно встретить четвероклассника, который не только знает, что это программа Международного бакалавриата, но и принимает в ней самое непосредственное участие. Загадочные три буквы расшифровываются как Primary Years Programme. Из названия следует, что эта программа рассчитана на учеников начальной школы. Хотите узнать, что ждет в будущем вашего ребенка?

На сегодняшний день Международный бакалавриат объединяет 3180 школ в более чем 140 странах. Школы – участники Международного бакалавриата имеют право выдавать дипломы, признаваемые по всему миру. Помимо PYP, Международный бакалавриат включает в себя еще две программы: Middle Years Programme (Программа средней школы) и Diploma Programme (Дипломная программа). 

Одной из школ, реализующих заморские веяния, является Европейская гимназия. «Ученическая конференция» – это своеобразная калька Student Conference, входящая в программу PYP. В гимназии она проходит два раза в год: в конце ноября и в конце мая. Ученики от 3 до 11 лет демонстрируют навыки исследовательской работы своим родителям и гостям. Они самостоятельно и очень тщательно подходят к подбору материала для портфолио. Оно должно состоять из неограниченного числа работ, выполненных за время обучения. Как правило, это не самые лучшие и удачные контрольные работы, а задания, которые дались с трудом, показывающие прогресс ребят. На обсуждение же с родителями выносится три предмета: обязательный английский язык и еще два предмета из школьной программы на выбор.  Каждый выбранный рисунок, тест или вложенную в папку фотографию участник конференции должен описать своим родителям. Почему он выбрал именно эту работу? С какими сложностями при выполнении столкнулся и чего в результате добился? Ответы на эти вопросы помогают ребенку оценить свои достижения, понять, на что ему следует обратить особое внимание, отрефлексировать свои победы и поражения. 

Помимо обсуждения портфолио ученики в присутствии родителей выполняют два задания по основным предметам: русскому языку (иногда по английскому) и математике. И здесь тоже есть немного пространства для творчества. Ребята сами выбирают предмет, тему и уровень сложности заданий. Любопытно, что чаще всего предпочтение отдается математике, а не русскому. Детям проще объяснить решение математической задачки – на то она и точная наука. 

По сложившейся хорошей традиции на ученических конференциях присутствуют, как правило, оба родителя. В этом есть много положительных моментов. Следует отметить, что зачастую у мамы и папы разные взгляды на воспитание и обучение ребенка. Но благодаря участию в отчетном мероприятии, они приходят к единому пониманию успеваемости их чада. 

Случается, что по той или иной причине никто из родителей не может прийти в день конференции. Для таких семей ее организуют повторно в другой день. Дети так трепетно относятся к предстоящему событию, что репетируют свои выступления перед одноклассниками, прося их сыграть роль папы, мамы или даже бабушки.

На общение ребенка и родителей в рамках конференции отводится 20–25 минут. А по окончании всех участников просят заполнить специальные карточки, помогающие оценить эффективность мероприятия. Ученик должен продолжить предложения: «Лучше всего в моей конференции было...» или «Когда я думаю о конференции, то...». А гости и родители формулируют, что было самым сложным до и во время отчетного часа, что для них самое ценное в  этом мероприятии. 

Отзывы и пожелания тщательно изучаются организаторами. По рекомендации родителей ученические конференции стали проводить чаще (не один, а два раза в год). А вот просьбу не ограничивать детей во времени, чтобы они не торопились, выполнить невозможно. Регламент существует для того, чтобы не затягивать процесс. По той же причине во время конференции в классе находится одновременно три семьи. 

Еще одна составляющая часть программы Международного бакалавриата – выставка. Программа предусматривает шесть межпредметных тем: 

1. Кто мы?

2. Где мы во времени и пространстве?

3. Как мы себя организуем?

4. Как устроен мир?

5. Как мы себя выражаем?

6. Разделяя планету. 

В рамках предложенных вопросов ученики четвертых классов каждой школы предлагают свои темы для исследования. Так, например, в качестве объекта изучения гимназисты выбрали Интернет. Чтобы разобраться в сложностях  Всемирной паутины, выпускники начальной школы проводили опросы, изучали Интернет изнутри, общались с психологом и представителями фонда защиты Интернета, смотрели ролики и готовили презентации. Итогом стало три парных выступления, посвященных истории создания Интернета, его достоинствам и рискам, а также безопасности в Сети. Ребята рассказали, что такое кибербуллинг, троллинг, WM Keeper; как бороться с вирусами и не попасться в лапы кибермошенников. Сняли фильм о том, как используя лишь Интернет, устроить себе путешествие в Париж, и выяснили, что единственное, чего нельзя сделать через Сеть, – это получить визы. Папа Виктор больше всего в выступлении сына оценил «осмысленность, способность не просто заучить информацию, но и понять ее, проникнуть в суть». А его сын Андрей, готовясь к выставке, больше всего боялся «ошибиться».

Мария Боганцева, завуч начальной школы и координатор PYP, рассказала о целях и задачах этой программы: «В английском языке есть понятия «learning» и «teaching». В первом случае не только родители и учителя играют важную роль в процессе обучения, но и сам ребенок несет ответственность за свое образование. Ученические конференции способствуют повышению мотивации детей. Ребенок заранее знает, что ему предстоит показывать что-то родителям, и ему не хочется разочаровать своих близких. Кроме того, на родительских собраниях говорят о детях, но не с ними и не они. А на ученических конференциях учитель играет лишь роль наблюдателя. Он может что-то подсказать, регламентировать, но никогда не вмешивается в процесс. Благодаря этой программе, у учеников появляется возможность самим рассказать и показать то, что они хотят». 

А дальше будет MYP и DP. Правда, это уже совсем другая история.

Анжелика Салик Begin Group

Другие записи

12.08.2016. «Многие страны отказываются от Болонского процесса либо напрямую, либо не афишируя это…»
Борис Иванович Березин, заместитель декана по учебной работе факультета ВМК МГУ им М.В. Ломоносова, поделился с корреспондентами Examen.ru мыслями о том, что сегодня происходит в российском высшем и среднем…
12.08.2016. Проверь, в какой вуз Москвы ты уже поступил
Проверь, в какой вуз Москвы ты уже поступил - www.egemetr.ru! «ЕГЭметр» - поступи в вуз с наименьшей затратой времени и сил. Пользуясь новой информационной системой, выпускники школ могут сравнить…
12.08.2016. В Госдуме предлагают установить единый минимальный балл ГИА по всей России
Комитет Госдумы по образованию предлагает внести изменения в порядок проведения Государственной итоговой аттестации (ГИА) за курс основной школы, относящиеся к числу экзаменов и минимальному порогу баллов…
12.08.2016. Хотите учиться на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова?
На юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова действуют следующие программы подготовительных курсов: интенсивная программа для учащихся 11-х классов; базовая программа для учащихся 10 и 11-х…
12.08.2016. Посвящение в студенты в Институте психоанализа
С Новым годом всех первокурсников Института  психоанализа можно поздравить 22 декабря. В этот день произойдет массовое толкование сновидений ректора и посвящение в студенты всех учащихся первого…