Тесты Единого госэкзамена уже к Новому году появятся в Интернете

Выпускникам будет труднее сдать ЕГЭ. Списать больше не получится. Для каждого часового пояса разработают свои варианты заданий, а пункты приема экзамена оборудуют рамками. При этом часть тестов ЕГЭ разместят в Интернете. Обо всем этом на «Деловом завтраке» в «РГ» рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

 

– Сергей Сергеевич, так что нового появится на ЕГЭ?

Сергей Кравцов: В 2014 году вводится перекрестная проверка результатов. В одном регионе выпускники пишут работы, а в другом педагоги их проверяют. Распределит регионы наша информационная система. И о нарушениях на экзамене выпускники смогут сообщать в Рособрнадзор: в КИМы добавят листки для информации. До конца 2013 года будут открыты все задания ГИА , а также задания ЕГЭ прошлых лет и часть нынешних, 2014 года.

– Не КИМы, а именно сама база заданий?

– Да. Это делается для того, чтобы выпускники могли сориентироваться и понять, что именно от них потребуется на экзаменах. Оптимизация коснется прежде всего городских пунктов. Увеличится количество экзаменационных материалов – для каждого часового пояса будут разработаны свои варианты КИМов. И те задания, которые были, например, на Дальнем Востоке, никак не помогут ученикам Центральной части России. Даже если они узнают о них за несколько часов до своего экзамена. Плюс сохранится разбивка по вариантам внутри самих часовых поясов.

– А как школы будут получать задания? По электронной почте или в конвертах?


– Схема доставки в регионы изменится. Раньше они доставлялись за три дня до экзамена и хранились в местном управлении или департаменте образования. Теперь задания будут доставляться за день до экзамена и храниться в специальном помещении под видеонаблюдением. А если в отдаленный район все же не удастся доставить тесты заранее, возможно, их передадут по специальным каналам связи прямо перед экзаменом.

Следить за проведением ЕГЭ будут общественные наблюдатели и федеральные инспекторы, которые поедут прежде всего в проблемные пункты проведения ЕГЭ. Раньше регистрировать общественных наблюдателей на ЕГЭ могли только региональный департамент или управление образования. Со следующего года регистрацией займется Рособрнадзор, а наблюдатели, которых аккредитовал Рособрнадзор, получат особый статус «федерального общественного наблюдателя». При этом региональные управления и департаменты образования смогут и сами, как прежде, аккредитовывать наблюдателей.

– Вы ожидаете, что число тех, кто захочет присутствовать на ЕГЭ, станет больше?

– Да. Надеемся, что стать «федеральными общественными наблюдателями» захотят представители студенческих и общественных организаций, в том числе и Общественной палаты, различных объединений, партий. Ну и, конечно, журналисты. Так что, пожалуйста, ждем вас.

Единственное условие: наблюдателям придется пройти обучение. Опыт прошлых лет показал, что многие наблюдатели не знают, на какие моменты обращать внимание и как себя вести в пункте приема. Сейчас мы вместе с Минобрнауки и Общественной палатой разрабатываем методические рекомендации для федеральных общественных наблюдателей.

– Но, как и раньше, наблюдатель сразу будет прикреплен только к одному определенному пункту?

– Да. Но мы планируем сократить количество пунктов проведения ЕГЭ на 20–25 процентов. Сейчас их 6500, а остается около 5000. Разрабатываются новые требования к ним, прежде всего касающиеся информационной безопасности. На основании новых требований будет проведена проверка всех пунктов проведения ЕГЭ.

– Удалось ли найти, где произошла утечка тестов в 2013 году?

– Сейчас этим вопросом занимаются соответствующие органы. Все материалы, которые у нас запрашивали в связи с этим делом, мы передали, и сегодня я пока больше ничего добавить не могу.

– Правда, что вы уже договорились о сотрудничестве с социальными сетями во время ЕГЭ-2014?


– У нас были встречи с представителями социальных сетей, крупных поисковых систем и обсуждения будут продолжаться. Наша задача – сделать так, чтобы школьники, которые будут сдавать ЕГЭ в 2014 году, не поддались мошенническим схемам по продаже якобы имеющихся тестов и ответов к ним, чтобы во время экзамена не было возможности выложить тесты и получить помощь через соцсети. Это провоцирует выпускников к противоправным действиям и влияет на объективность экзамена, искажая результаты.

В 2014 году мы планируем ужесточить правила в отношении мобильных телефонов. Если раньше мобильными телефонами запрещалось пользоваться на экзамене, то сейчас в документах будет прописан запрет на наличие телефонов и других средств связи. И в случае, если сдающий экзамен пронесет мобильный телефон, его результаты могут быть аннулированы.

– Что, в каждом пункте появятся рамки-металлоискатели?

– Рамки – эффективное средство, но достаточно дорогое. Тем не менее они будут во многих регионах. Главная задача – обеспечить информационную безопасность в тех пунктах, которые вызывали вопросы в 2013 году. Поэтому там мы будем требовать наличие рамок для прохода и соблюдение особых требований организаторами экзамена. Например, проверим, как организаторы ЕГЭ рассаживают учеников в аудитории и используют ли они для этого специализированные компьютерные программы. Напомню, эти программы по возможности исключают ситуацию, когда рядом могут сидеть одноклассники или ученики одной школы. В пунктах проведения экзамена должно быть максимально большое количество людей, которые заинтересованы в честном и объективном ЕГЭ.

– Но внутри самой системы образования всегда есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы школьники хорошо сдали ЕГЭ...

– Надо отдавать себе отчет в том, что если вы помогаете на ЕГЭ тому, кто не очень хорошо учился, то у того, кто относился к учебе более добросовестно, понижаются шансы поступить в вуз, которого он достоин. А задача ЕГЭ – дать возможность тому, у кого лучше знания, поступить в лучший вуз. Я, допустим, хотел поступить в мединститут. Но это в те годы было почти нереально, как бы хорошо ты ни учился. Чтобы поступить в мединститут, надо было иметь выход на нужных людей, которые на экзамене тебя не стали бы заваливать. Я даже отработал в Республиканской детской больнице, потому что это давало определенные льготы при поступлении. Но обстоятельства изменились, и в мединститут я не пошел. Если бы в те годы был ЕГЭ, я бы его сдал и, думаю, поступил бы в медицинский.

– ЕГЭ в медицинском институте мало помогает. Еще на забылся скандал с сотнями «мертвых душ», которые обнаружила в списке абитуриентов одна из газет.

– Нарушения во Втором меде нашли не журналисты, а Рособрнадзор, сверяя базы данных абитуриентов. И проверкой стобалльников на ЕГЭ в Ставрополе, когда выпускники принесли липовые справки, чтобы досрочно сдать экзамены, занимался тоже Рособрнадзор и соответствующие органы. И мы благодарны вашим коллегам, что они оперативно подхватили эти темы.
6500 пунктов проведения Единого госэкзамена было в 2013 году в России. Больше всего пунктов – в городах. Следить за проведением ЕГЭ будут общественные наблюдатели.

Проблемы с государственными экзаменами есть практически во всех странах, но это не значит, что их надо отменять. В системе образования любые экзамены – неотъемлемая часть образовательного процесса, и не надо их бояться. Наш ЕГЭ дает колоссальные данные, которые можно использовать для развития системы образования. Мы планируем, что у нас будут еще и другие оценочные исследования – аналогичные PIRLS, TIMSS, PISA. Пока мы в них участвуем как страна в целом, а можно сравнить регионы, разные уровни образования, школы. И совсем не для того, чтобы сказать – такой-то регион или такая-то школа плохие, а для того, чтобы понять, как сделать их лучше.

– На днях Минобрнауки объявит результаты второго мониторинга вузов. Первый наделал много шума, тогда в число плохих попали уважаемые творческие и педагогические вузы. По-моему, в том числе и тот, который оканчивали вы. Так насколько объективен мониторинг?

– Мониторинг должен быть одним из механизмов, давать информацию по определенным показателям. Для Рособрнадзора мониторинг – одно из оснований для проверки вузов из «красной зоны». Мы приходим в вуз или филиал и можем проверить, насколько результаты мониторинга отражают ситуацию в этом учебном заведении.

У нас на сегодняшний день 593 государственных и 486 негосударственных вузов. Филиалов государственных вузов – 1376, негосударственных – 682. Причем в госвузах на заочную форму обучения приходится 35%, в их филиалах уже заочки больше – 63 %. А в негосударственных вузах и филиалах заочное обучение доходит до 95%. В основном, негосударственные вузы и их филиалы предлагают экономику и управление и юриспруденцию. Я был в одном из филиалов, который располагался в трехкомнатной квартире. Там преподавателей, вообще, по-моему, не было. Филиал фактически выдавал за деньги дипломы.

– Так надо закрыть филиал и отобрать лицензию! Или это сложно?

– Этот так называемый вуз, про который я сказал, безусловно, уйдет с рынка. Мы ему в этом поможем.

Проблема в том, что сложно выявить плохие вузы. На них же никто не жалуется! А прийти сразу во все высшие учебные заведения, а их более двух с половиной тысяч вместе с филиалами, мы физически не можем. Для того чтобы проверить вуз, нужны некие основания – результаты мониторинга, жалобы граждан. Но проверки вузов – только часть нашей работы. Надо сделать так, чтобы вузы, которые ушли с рынка из-за плохого качества своих услуг, не появлялись снова под другими названиями.

– Такие факты уже есть?

– Они будут. Если мы создаем условия, при которых прибыльные для учредителя вузы не могут работать, вряд ли стоит ожидать, что он так просто расстанется с хорошим бизнесом с точки зрения заработка. Сейчас меняются подходы к аккредитации и лицензированию. Если раньше, аккредитуя программу, мы смотрели только на качество образования, то сейчас будем еще и учитывать условия, в которых предстоит учиться студентам. И если что-то нас не устраивает, можно будет приостановить аккредитацию или вообще отобрать ее у вуза. Сейчас по закону лицензию аннулирует не Рособрнадзор, а суд. И с этим тоже есть проблемы. Для того чтобы лишить плохой вуз лицензии, надо выиграть два суда по месту нахождения вуза. К примеру, если филиал зарегистрирован в Абакане или Салехарде, нашим экспертам надо туда лететь и участвовать в заседании. А там представьте картину: к зданию суда приходят студенты с транспарантами «У нас прекрасный вуз! Мы хотим учиться!», и суд учитывает их мнение.

– Назовите три самых важных показателя плохого и хорошего вуза.


– Сперва показатели хорошего вуза – развитая инфраструктура, наличие диссертационных советов, общежитий, большой библиотечный фонд, возможность прохождения международных стажировок. Как правило, в хорошие вузы достаточно высокий конкурс, выше, чем в других вузах, проходной балл ЕГЭ и выпускники востребованы на рынке труда по той специальности, по которой они обучались. А если наоборот – то нужно внимательней присмотреться к этому учебному заведению.

Визитная карточка

– Вы работали в школе?

Сергей Кравцов: Работал учителем математики и информатики два года, причем в той школе, где учился. Школа, кстати, самая обычная, не языковая, не математическая, номер 176 в Беляево. Когда я после педагогического института вернулся в школу, мои учителя очень гордились этим и тепло ко мне относились.

– Эксперты предлагают вернуть в школу сочинение. Вы за или против?

– Я за разные формы – и за сочинение, и за диктант. Все находится в процессе обсуждения. Не будем забывать, что уже сейчас в тестах ЕГЭ есть эссе. Это, по сути, сочинение, которое ограничено определенными правилами и рамками.

– Будет ли учитываться при поступлении в вуз средний балл аттестата?

– Это тоже вопрос для обсуждения. В советские времена в школах проводился эксперимент: учителям дали установку на то, чтобы у выпускников в аттестатах не было троек по математике. И за год их не стало. Но это же не значит, что все троечники и двоечники стали вдруг хорошо учиться. Вернуть средний балл аттестата – неплохая идея, но важно, чтобы она не превратилась в фарс.

Вопросы читателей «Российской газеты»

Татьяна Заикина спрашивает: почему в этом году нет информации о минимальных баллах ЕГЭ в 2014 году?

Сергей Кравцов: С 2009 года минимальное количество баллов ежегодно устанавливалось после проведения каждого экзамена.

В 2012 году соответствующим распоряжением Рособрнадзора было определено минимальное количество баллов по каждому предмету ЕГЭ, которое не требует ежегодного пересмотра. Соответственно, баллы, установленные в прошлом году, остаются неизменными и в этом.

Вот вопрос от читателей из города Глазова: «Почему министерство образования Удмуртии обещает бесплатные учебники в среднем и старшем звене только к 2020 году. Почему никто не контролирует исполнение Закона «Об образовании в РФ» в части обеспечения бесплатными учебниками»?

Сергей Кравцов:  Не волнуйтесь, все вопросы под контролем. По нашим сведениям, все школы Республики Удмуртия будут обеспечены учебниками гораздо раньше. Почему не сейчас? Это связано с особенностями распределения бюджетных денег в 2013 году, который региональные органы управления образованием начинали в соответствии со старым законодательством. Как сообщили в министерстве образования Удмуртии, на всей территории республики осуществляется поэтапное обеспечение учебниками для бесплатного пользования. И на данный момент среди школьников 1–11-х классов обеспеченность бесплатными учебниками составляет почти 80 процентов. Что касается школ города Глазова, то там обеспеченность бесплатными учебниками учеников 1–4-х классов составляет 100 процентов, а 5–11-х классов – 79 процентов. В 2014 году работа по полному обеспечению обучающихся бесплатными учебниками будет продолжена.

Еще вопрос от читателей из Москвы: В нашей школе 1370 шестидневка начинается уже со второго класса. Родители каждый год ходят к директору с просьбами отменить шестой учебный день хотя бы в начальной школе – бесполезно. В этом году директор нам опять отказал. Кто решает, сколько дней в неделю будут учебными?

Сергей Кравцов: В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» школы свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий. Учебные планы школ составляются на основании социального заказа родителей школьников. Обучение в начальной школе идет по новым федеральным государственным стандартам, которые предусматривают еще и внеурочную деятельность в школе. На нее тоже нужно время. Если «укладывать» учебный процесс в пять учебных дней, да еще в школе с углубленным изучением иностранного языка, ребенок будет очень много времени проводить в школе, а это нарушает правила СанПиНов. Поэтому руководство школы старается так распределить учебную нагрузку, чтобы поберечь силы детей, не перегружать их учебными занятиями в течение дня. В школе № 1370 г. Москвы обучение идет по шестидневной неделе для учеников 2–11-х классов с углубленным изучением иностранного языка. В сентябре была проведена общешкольная родительская конференция, где родителям рассказали об особенностях учебного процесса и об организации режима работы школы в 2014 учебном году. Как сообщили в школе, участники конференции согласились на эти условия и подтвердили свое желание учить детей именно здесь.

Жители станицы Брюховецкой из Краснодарского края просят разъяснить, как школы должны собирать с родителей деньги на питание? «Новая практика такова: деньги собирают учителя, передают их директору, который вносит средства во внебюджетный фонд и направляет на питание через торги. Почему не учитывается наше мнение о меню, стоимости?»

Сергей Кравцов: Организация питания возлагается на школы. Органы государственной власти имеют право на дополнительное финансовое обеспечение питания школьников. По информации минобрнауки Краснодарского края, в Краснодарском крае внедряется система безналичных расчетов за питание. В четырех школах станицы Брюховецкой оплата питания производится родителями на лицевой счет школы через отделение банка. В остальных двенадцати школах района в настоящее время идет переход на такую систему оплаты. Все примерные меню утверждаются местными органами Роспотребнадзора. Средняя стоимость питания, которая определяется в рамках заключенных государственных контрактов на поставку товаров, в Брюховецком районе составляет 27 рублей, в крае – 32 рубля.

Учитель Павел Шаповалов из Екатеринбурга пишет: «Почти все сильные выпускники из нашей школы поступили в вузы по итогам олимпиад. Остальные списали на экзамене. Все настойчивее звучат предложения отменить Единый госэкзамен. Так он все-таки останется или нет?»

Сергей Кравцов: ЕГЭ прописан в новом законе «Об образовании в Российской Федерации», а закон все мы обязаны выполнять. Так что ЕГЭ останется.

И с точки зрения организации и доступности поступления в вузы для всех выпускников нашей большой страны, преимущества ЕГЭ очевидны: ЕГЭ можно сдать там, где ты живешь, а пытаться поступить – в любые пять выбранных вузов. ЕГЭ будет честным тогда, когда будет равным для всех. Те нарушения, которые были в прошлом году – появление КИМов и ответов к ним до экзамена, конечно же, поставили выпускников в неравные условия.

Ситуация, когда можно экзаменационные материалы вскрыть до экзамена и посмотреть, что в них находится, будет максимально исключена.

 

Ирина Ивойлова Российская газета

Другие записи

12.08.2016. Около 60 тысяч заданий ЕГЭ станут доступны в Интернете к февралю
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки опубликует к февралю более 60 тыс. заданий Единого государственного экзамена в Интернете. Первые из них появятся в открытом доступе уже в ноябре.…
12.08.2016. Военные кафедры призывают в вузы
Российский союз ректоров (РСР) предложил кардинально увеличить число военных кафедр, которые сейчас открыты только в 12% вузов. Инициативу ректоров уже поддержала оборонная промышленность, которой нужны «качественные…
12.08.2016. Можно ли перевестись из российского вуза в иностранный?
Многие ошибочно думают, что существует некая «европейская система образования», где действует общий свод правил для переводящихся из института одной страны в другой, но это не так, и в каждом государстве…
12.08.2016. Деньги укрепляют мозг
Одной из основных причин процветания американских университетов, традиционно занимающих первые места в международных рейтингах вузов, является щедрое финансирование, особенно в случае с частными учреждениями. …
12.08.2016. 27 октября Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации проводит День открытых дверей
В программе:•    презентация факультетов и направлений подготовки бакалавриата и магистратуры;•    консультации по условиям поступления в бакалавриат, магистратуру в 2014 году;•    информация о работе…