Высшее образование теряет в отдаче

Высшая школа экономики опубликовала исследование об оценке выгодности высшего образования. Согласно полученным результатам, в 90-х годах уровень экономической отдачи от высшего образования был довольно высоким. Так, в 1990 году один год обучения в вузе означал прибавку к зарплате в 4,2%, в 1998 – 7%, в 2004 – 8%. Однако с 2000 года в России развивается бизнес «псевдообразования», в связи с чем экономическая отдача от высшего образования в 2009 году сократилась до 7%. По оценкам исследователей, тенденция снижения экономической отдачи от высшего образования в ближайшие годы сохранится.


Комментарии экспертов


Канторович Григорий Гельмутович, проректор, кандидат физико-математических наук, профессор
Государственный университет – Высшая школа экономики

На мой взгляд, в настоящее время нет оснований для того, чтобы говорить о снижении экономической привлекательности высшего образования. Приведенные выше результаты исследования представляются связанными с влиянием двух основных факторов. Это некоторая объяснимая смещенность выборки, в которую не были включены представители как наиболее высокодоходных, так и наиболее низкодоходных слоев населения из числа людей, имеющих и не имеющих высшее образование, а также значительное увеличение массовости высшего образования в 2009 году по сравнению с 90-ми годами. Сегодня доля людей, получивших высшее образование, от общей численности взрослого населения, занятого в экономике, в несколько раз превышает показатель 90-х годов, в связи с чем значительно возросла и дифференциация заработной платы людей с высшим образованием, что способствует кажущемуся снижению разницы между средними зарплатами людей с высшим образованием и без.

Таким образом, в настоящее время скорее наблюдается рост дифференциации экономической отдачи от высшего образования, чем снижение его экономической выгодности и привлекательности. И основным фактором, лежащим в основе этой тенденции, является увеличение массовости высшего образования, стимулируемое представлением о том, что в современном обществе без высшего образования человеку очень сложно социально адаптироваться и реализоваться. Как будет развиваться отмеченная тенденция в дальнейшем, сложно прогнозировать.



Леви Дмитрий Андреевич, руководитель программы «Прикладная информатика в сфере международных отношений», кандидат политических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет, факультет международных отношений

Говоря о ценности высшего образования, в частности его экономической отдаче, необходимо принимать во внимание тот факт, что образование образованию рознь. То, что в российском высшем образовании происходит расслоение уровней, известно уже давно. По отношению к факторам экономического характера более надежной гарантией качества образования является репутация вуза, ценность и признание его диплома как в России, так и среди международного сообщества.

В частности, диплом факультета международных отношений СПбГУ открывает двери ко многим карьерным возможностям, которые при его отсутствии просто были бы закрыты. Во многом это обеспечивает членство факультета в Ассоциации профессиональных школ международных отношений (APSIA), объединяющей около 30 университетов и образовательных центров разных стран мира. Участие в APSIA свидетельствует о соответствии качества образования на факультете международных отношений СПбГУ самым высоким международным стандартам (Йельскому, Гарвардскому, Пристонскому и некоторым другим ведущим мировым университетам), а для выпускников факультета открывает возможности трудоустройства в США и странах Евросоюза.

На мой взгляд, утверждения о снижении экономической отдачи от высшего образования в России не соответствуют действительности. В то же время не наблюдается и обратного процесса – в России сегодня очень трудно развивать любой бизнес, идеи утекают из страны, несмотря на заявления власти о наличии всех условий для их реализации. Ценность высшего образования не снижается, но она и не растет – для роста пока не созданы объективные предпосылки. В сложившейся ситуации наличие качественного диплома о высшем образовании является одним из ключевых условий его высокой экономической отдачи, гарантией знаний специалиста, своеобразным членским билетом престижного клуба.

 

Владимир Правоторов, Антон Созонтов Begin Group

Другие записи

12.08.2016. Петербургская частная школа «Балтика-колледж» открывает набор на следующий учебный год!
«Балтика-колледж» - одна из первых частных школ Санкт-Петербурга, была основана в 1991 году. Одна из основных идей школы «Балтика-колледж» - воспитание интеллектуальной элиты нашей страны. Развивая…
12.08.2016. 16 и 23 мая в Российской правовой академии Минюста России проводятся пробные письменные тестирования
Тестирования проводятся по материалам прошлых лет для школьников и абитуриентов, где вы можете оценить свои знания и готовность к поступлению в академию на юридический факультет (11-й класс и СПО)…
12.08.2016. 26 июня в Российской академии предпринимательства состоится День открытых дверей!
26 июня в Российской академии предпринимательства состоится День открытых дверей! В эти дни у Вас будет уникальная возможность попробовать свои силы в бесплатном пробном вступительном тестировании,…
12.08.2016. Комплекс ГТО вернулся в российские школы
Президент России Владимир Путин подписал указ о возрождении норм ГТО, сообщает официальный сайт Кремля. Соответствующие правки были внесены в ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» и отдельные законодательные…
12.08.2016. 19 июня - Семинар «Постдипломное образование, магистратура и MBA» от STAR Travel и European School of Economics
Время проведения: 19 июня в 12.00. Место проведения: офис STAR Travel в Москве на Соколе. Как грамотно организовать образовательную поездку? На что нужно обратить внимание при выборе страны и…