Навигация:
Задание 10
Все 5-буквенные слова, составленные из букв Л, Н, Р, Т, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:
1. ЛЛЛЛЛ
2. ЛЛЛЛН
3. ЛЛЛЛР
4. ЛЛЛЛТ
5. ЛЛЛНЛ
Запишите слово, которое стоит на 150-м месте от начала списка.
Решение: Заменим буквы Л, Н, Р, Т на 0, 1, 2, 3 соответственно. Выпишем начало списка, заменив буквы на цифры:
1. 00000
2. 00001
3. 00002
4. 00003
5. 00010
...
Полученная запись есть числа, записанные в четверичной системе счисления в порядке возрастания. Тогда на 150-м месте будет стоять число 149 (т. к. первое число 0). Переведем число 149 в четверичную систему:
149 / 4 = 37 (1)
37 / 4 = 9 (1)
9 / 4 = 2 (1)
2 / 4 = 0 (2)
В четверичной системе 149 запишется как 2111. Поскольку слова 5-буквенные, добавим в начале числа незначащий нуль, получим 02111. Произведем обратную замену и получим ЛРННН.
Ответ: ЛРННН.
Задание 19
Задание: В программе используется одномерный целочисленный массив A с индексами от 0 до 9. Значения элементов равны 7; 5; 3; 4; 8; 8; 9; 7; 6; 2 соответственно, т.е. A[0] = 7; A[1] = 5 и т.д. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы, записанного ниже на разных языках программирования. В начале выполнения этого фрагмента в массиве находились двузначные натуральные числа. Какое наибольшее значение может иметь переменная c после выполнения данной программы?
Бейсик | Python |
---|---|
c = 0 FOR i = 1 TO 9 IF A(i - 1) >= A(i) THEN t = A(i) A(i) = A(i - 1) A(i - 1) = t ELSE c = c + 1 ENDIF NEXT i
|
c = 0 for i in range(1, 10): if A[i - 1] >= A[i]: t = A[i] A[i] = A[i - 1] A[i - 1] = t else: c = c + 1
|
Паскаль | Алгоритмический язык |
c := 0; for i := 1 to 9 do if A[i - 1] >= A[i] then begin t := A[i]; A[i] := A[i - 1]; A[i - 1] := t end else c := c + 1;
|
c := 0 нц для i от 1 до 9 если A[i - 1] >= A[i] то t := A[i] A[i] := A[i - 1] A[i - 1] := t иначе c := c + 1 все кц
|
Си | |
c = 0; for (i = 1; i <= 9; i++) if (A[i - 1] >= A[i]) { t = A[i]; A[i] = A[i - 1]; A[i - 1] = t; } else c++;
|
Решение: Если верно A[i - 1] >= A[i], то элементы массива меняются местами, если нет, то переменная с увеличивается на единицу. После выполнения цикла массив будет выглядеть так 5; 3; 4; 7; 8; 8; 7; 6; 2; 9 а переменная с будет равна 1 + 1 = 2.
Ответ: 2.
Задание 7
Задание: В ячейке D3 электронной таблицы записана формула =B$2+$B3. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку D3 скопируют в ячейку E4?
Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
1) =C$2+$B4
2) =A$2+$B1
3) =B$3+$C3
4) =B$1+$A3
Решение: B$2: меняется столбец и не меняется номер строки.
$B3: столбец не меняется, меняется номер строки.
Номер столбца Е больше номера столбца D на 1. Значит столбец B станет столбцом С.
Номер строки 4 на 1 больше номера строки 3, значит, строка 3 станет строкой 4.
Окончательный вид =С$2+$B4.
Ответ: 1.
Задание 6
Задание: В некоторой информационной системе информация кодируется двоичными шестиразрядными словами. При передаче данных возможны их искажения, поэтому в конец каждого слова добавляется седьмой (контрольный) разряд таким образом, чтобы сумма разрядов нового слова, считая контрольный, была чётной. Например, к слову 110011 справа будет добавлен 0, а к слову 101100 – 1.
После приёма слова производится его обработка. При этом проверяется сумма его разрядов, включая контрольный. Если она нечётна, это означает, что при передаче этого слова произошёл сбой, и оно автоматически заменяется на зарезервированное слово 0000000. Если она чётна, это означает, что сбоя не было или сбоев было больше одного. В этом случае принятое слово не изменяется.
Исходное сообщение
1101001 0011000 0011101
было принято в виде
1101001 0001001 0011100.
Как будет выглядеть принятое сообщение после обработки?
1) 0000000 0001001 0011100
2) 1101001 0000000 0011100
3) 1101001 0000000 0000000
4) 1101001 0001001 0000000
Решение: Произведём обработку каждого слова принятого сообщения. Первое слово: 1101001, сумма его разрядов 4 – чётная, слово не изменяется. Второе слово: 0001001, сумма его разрядов 2 – чётная, слово не изменяется. Третье слово: 0011100, сумма его разрядов 3 – нечётная, слово автоматически заменяется на слово 0000000.
Таким образом, ответ: 1101001 0001001 0000000.
Ответ: 4.
Задание 1
Задание: Дано А = A716, B = 2518. Найдите сумму A + B.
1) 1010110002;
2) 1010101002;
3) 1010101102;
4) 1010100002.
Ответ: 4.
Задание 12
Задание: Дан фрагмент программы, обрабатывающий массив А из 10 элементов:
j := 1;
for i:=1 tо 10 do
if A[i] = A[j] then j := i;
s := j;
Чему будет равно значение переменной s после выполнения этого алгоритма?
1) 1;
2) 10;
3) индексу элемента, равного первому, и имеющему наибольший индекс;
4) индексу элемента, равного последнему, и имеющему наименьший индекс.
Ответ: 3.
Задание 24
Задание: Причиной расширения площади пустынь в биосфере является
1) накопление углекислого газа в атмосфере;
2) сокращение территории, занятой лесами;
3) расширение биотических связей организмов;
4) обеднение почв минеральными веществами.
Решение: Человек истребляет леса и увеличивает площадь пустынь. ОПУСТЫНИВАНИЕ (русск.) – расширение площадей пустынь и наступление их на другие ландшафты. Эти пустынные районы сильно отличаются от природных пустынь, которые являются экосистемами со своими уникальными свойствами. Опустынивание может происходить вследствиe сведения лесов, нерационального землепользования, засухи, перевыпасов, нерационального орошения (заболачивания и засоления), деградации почв и других причин. Многие проблемы, связанные со сведением лесов, имеют прямое отношение к проблеме опустынивания.
Ответ: 2.
Задание 21
Задание: Какая особенность насекомых позволяет им приспосабливаться к изменяющимся условиям среды?
1) развитие с неполным превращением;
2) способность хорошо маскироваться;
3) быстрая смена поколений;
4) развитие с полным превращением.
Решение: Быстрая смена поколений ведет к быстрому приобретению новых мутаций, поэтому легче приспособиться к новым условиям среды.
Ответ: 3.
Задание 2
Задание: Чтобы выяснить влияние низкой температуры на активность ферментов желудочного сока, следует налить в две пробирки немного желудочного сока и добавить к нему тонкие хлопья белка полусваренного яйца. Затем
1) одну пробирку поставить в снег, а вторую – в тёплую воду;
2) обе пробирки поставить в снег и добавить в одну раствор соляной кислоты;
3) одну пробирку поставить в снег, а вторую – в кипящую воду;
4) обе пробирки поставить в снег и добавить в одну раствор щелочи.
Решение: Первое условие опыта верное. Доказывается, что фермены активно работают при температуре 35-38°С.
Второй опыт. В обеих пробирках реакция не идет. Ферменты – это белки в третичной структуре, работают при температуре не выше 38 градусов.
Третий опыт. В обеих пробирках не пойдет реакция. Т. к ферменты денатурируют при температуре выше 40°С.
Четвертый опыт. В обеих пробирках не пойдет реакция. В первой пробирке не идет, т. к. низкая температура; во второй не идет, т. к. ферменты желудка действуют в кислой среде, в щелочной они не работают.
Ответ: 1.
Задание 10
Задание: Бактерии, питающиеся органическими веществами отмерших организмов, – это:
1) паразиты;
2) сапротрофы;
3) хемотрофы;
4) симбионты.
Решение: Паразиты питаются готовыми органическими веществами живых организмов, симбионты живут совместно, принося друг другу пользу, хемотрофы производят органические вещества из неорганических, используя энергию распада неорганических соединений, а сапротрофы питаются отмершими организмами.
Ответ: 2.
Задание 1
Задание: Какой метод необходимо применить, чтобы доказать, что определённая вакцина защищает организм от определённого инфекционного заболевания?
1) метод наблюдения;
2) метод эксперимента;
3) метод сравнения;
4) описательный метод.
Ответ: 2.
Задание 9
Задание: В каком из перечисленных рядов названы имена современников?
1) А. Д. Меншиков, император Александр III;
2) С. Ю. Витте, император Александр I;
3) П. А. Столыпин, император Николай II;
4) Г. А. Потемкин, император Петр I.
Решение: Современниками были П. А. Столыпин и император Николай II. Столыпин был главой правительства в 1906−1911 гг., проводил аграрную реформу. Император Николай II правил в 1894−1917 гг.
Ответ: 3
Задание 11
Задание: Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.
«Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа. С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».
1) Съезд рабочих и солдатских депутатов.
2) Совет министров.
3) Государственная дума.
4) Учредительное собрание.
Решение: Николай II говорит о введении в России Государственной думы – выборного представительного органа власти с законодательными функциями.
Ответ: 3
Задание 16
Задание: Издание И. В. Сталиным приказа №227 «Ни шагу назад!» было вызвано угрозой
1) захвата немцами Крыма;
2) нового прорыва немцев под Москвой;
3) потери Сталинграда и выхода немцев к Волге;
4) захвата немцами Ленинграда.
Решение: 17 июля 1942 года началось наступление немцев под Сталинградом. По плану фашистской Германии предполагалось захватить Сталинград к 25 июля. Красная армия вела упорные оборонительные бои. В связи с угрозой потери города и выхода немцев к Волге 28 июля 1942 года был издан приказ №227 «Ни шагу назад!».
Ответ: 3
Задание 13
Задание: Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870–1890-х гг.?
1) классицизм;
2) романтизм;
3) академизм;
4) передвижники.
Решение: Процесс демократизации культуры 1870–1890-х гг.явился следствием либеральных реформ Александра II. В это период возникло «Товарищество художественных передвижных выставок». Отсюда название художники-передвижники.
Ответ: 4
Задание 4
Задание: Ниже приведён перечень понятий, терминов. Все они, за исключением одного, относятся к преобразованиям Александра I. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Вольные хлебопашцы, Негласный комитет, министерства, земства, военные поселения.
Решение: Лишнее: земства. Они появились в России в результате земской реформы 1864 года императора Александра II.
Ответ: земства
Задание 12
Задание: Прочтите отрывок из воспоминаний генерала и назовите его. «Если бы я гнался только за своей собственной славой, то я должен был бы быть спокойным и довольным таким оборотом действий 1916 года, ибо по всему миру пронеслась весть о "[моём] наступлении". Вся Россия ликовала... Что касается меня, то я как воин, всю свою жизнь изучавший военную науку, мучился тем, что грандиозная победоносная операция, которая могла осуществиться при надлежащем образе действий нашего верховного главнокомандования в 1916 году, была непростительно упущена».
1) метод наблюдения;
2) метод эксперимента;
3) метод сравнения;
4) описательный метод.
Ответ: 2.
Задание 8
Задание: Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..стибюль
оскв..рнить
предпол..гать
р..весник
р..внина
Решение:
Приведем верное написание: ВЕСТИБЮЛЬ, ОСКВЕРНИТЬ, ПРЕДПОЛАГАТЬ, РОВЕСНИК, РАВНИНА. Правописание слова ОСКВЕРНИТЬ проверяется однокоренным словом СКВЕРНА.
Ответ: ОСКВЕРНИТЬ.
Задание 14
Задание: Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.
Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.
Решение:
Приведем верное написание.
РазработаННые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализоваНы: обществеННость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощёННой в иероглифическом письме.
В этом предложении:
разработаННые – полное причастие с приставкой и зависимым словом;
реализоваНы – краткое причастие;
обществеННость – существительное, образованное от прилагательного ОБЩЕСТВЕННЫЙ, в котором пишется НН;
воплощёННой – полное причастие с приставкой и зависимым словом.
Ответ: 134.
Задание 11
Задание: Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
помн..т
труд..тся
смотр..т
волну..щаяся
крас..т
Решение:
Приведем верное написание: ПОМНЯТ, ТРУДЯТСЯ, СМОТРЯТ, ВОЛНУЮЩАЯСЯ, КРАСЯТ. Правильный ответ ВОЛНУЮЩАЯСЯ, так как причастие образовано от глагола 1-го спряжения ВОЛНОВАТЬСЯ.
Ответ: волнующаяся.
Задание 13
Задание: Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(И)ТАК, вам угодно спорить, я это понял в ТО(ЖЕ) самое мгновение, как только вы вошли.
ЧТО(БЫ) не пропустить самое интересное, Сергей ТОТ(ЧАС) побежал к реке.
ЧТО(БЫ) ни происходило вокруг, ТАК(ЖЕ), как и много веков назад, шепчет берёза о быстротечности жизни, о чём-то очень важном.
Я ТО(ЖЕ) был взволнован и ТАК(ЖЕ), как все собравшиеся здесь, ловил каждое слово диктора.
(ПО)НАЧАЛУ его деятельности в нашем институте трудно было судить о том, что он предпримет (В)ПОСЛЕДСТВИИ.
Решение: Приведем верное написание.
ИТАК, вам угодно спорить, я это понял в ТО ЖЕ самое мгновение, как только вы вошли.
ЧТОБЫ не пропустить самое интересное, Сергей ТОТЧАС побежал к реке.
ЧТО БЫ ни происходило вокруг, ТАК ЖЕ, как и много веков назад, шепчет берёза о быстротечности жизни, о чём-то очень важном.
Я ТОЖЕ был взволнован и ТАК ЖЕ, как все собравшиеся здесь, ловил каждое слово диктора.
ПО НАЧАЛУ его деятельности в нашем институте трудно было судить о том, что он предпримет ВПОСЛЕДСТВИИ.
Ответ: ЧТОБЫ ТОТЧАС (или ТОТЧАС ЧТОБЫ).
Задание 1
Задание: В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) прибЫв;
2) дОнизу;
3) принЯтый;
4) щЁлкать.
Ответ: 3.
Задание 2
Задание: В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Позолоченные подсвечники, мраморные скульптуры и ИСКУСНАЯ роспись в залах музея позволяют совершить путешествие во времени.
2) В общении с людьми со временем возможна переоценка ценностей: то, что раньше воспринималось как ОБОНЯНИЕ, становится неприятным.
3) Представители PR-служб должны соблюдать ЭТИЧЕСКИЕ нормы.
4) Кованые изделия отличает высокое качество, ЭСТЕТИЧНЫЙ вид идолговечность.
Ответ: 2.
Базовый профиль.
Задание 1.
Задание: Найдите значение выражения:
Решение: Найдем значение выражения:
Ответ: 1.
Задание 2.
Задание: Найдите значение выражения:
Решение: Выполним преобразования:
Ответ: 0,2.
Задание 3.
Задание: Тетрадь стоит 24 рубля. Сколько рублей заплатит покупатель за 60 тетрадей, если при покупке больше 50 тетрадей магазин делает скидку 10% от стоимости всей покупки?
Решение: За 60 тетрадей покупатель заплатил бы 60 24 = 1440 рублей. Скидка составит 10%, т. е. 144 рубля. Значит, покупатель заплатит 1440 − 144 = 1296 рублей.
Ответ: 1296.
Задание 4.
Задание: Площадь любого выпуклого четырехугольника можно вычислять по формуле где d1, d2 — длины его диагоналей, а a угол между ними. Вычислите
, если
Решение: Выразим :
Подставляя, получаем:
Ответ: 0,4.
Задание 5.
Задание: Найдите значение выражения при n=64.
Решение: Выполним преобразования:
Ответ: 8.
Задание 6.
Задание: В доме, в котором живет Петя, один подъезд. На каждом этаже находится по 6 квартир. Петя живет в квартире № 50. На каком этаже живет Петя?
Решение: Разделим 50 на 6:
Значит, Петя живет на девятом этаже.
Ответ: 9.
Задание 7.
Задание: Найдите корень уравнения
Решение: Последовательно получаем
Ответ: –4.
Задание 17
Задание: Решите неравенство
Решение: Решаем первое неравенство
Решаем второе неравенство
или
Ответ:
Задание 8
Задание: На рисунке изображен график производной y = f'(x) функции y = f(x), определенной на интервале (−4; 8). В какой точке отрезка [−3; 1] функция y = f(x) принимает наименьшее значение?
Решение: На заданном отрезке производная функции отрицательна, поэтому функция на этом отрезке убывает. Следовательно наименьшее значение функции достигается на правой границе отрезка, т. е. в точке 1.
Ответ: 1
Задание 15
Задание: Периметр треугольника равен 12, а радиус вписанной окружности равен 1. Найдите площадь этого треугольника.
Решение: Площадь треугольника равна произведению его полупериметра и радиуса вписанной окружности:
Ответ: 6
Задание 1
Задание: В классе учится 25 учащихся. Несколько из них ходили в кино, 18 человек ходили в театр, причем и в кино, и в театр ходили 12 человек. Известно, что трое не ходили ни в кино, ни в театр. Сколько человек из класса ходили в кино?
Решение: 12 человек ходили и в кино, и в театр. А всего в театр ходило 18 человек. Значит, 6 человек ходили только в театр.
Сходили в театр или в кино и в театр, или никуда не ходили – 12 + 6 + 3=21 человек. Значит, 25 – 21 = 4 человека ходили только в кино. И значит всего в кино сходило 12 + 4 = 16 человек.
Ответ: 16
Задание 1
Задание: Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
Решение: Больному нужно выпить 0,5 · 3 · 21 = 31,5 г лекарства. В одной упаковке содержится 0,5 · 10 = 5 г лекарства. Разделим 31,5 на 5:
Значит, на курс лечения необходимо 7 упаковок.
Ответ: 7