Одна из привлекательных характерных особенностей системы высшего образования США состоит в том, что вы можете перейти из одного колледжа в другой в середине срока прохождения учебной программы, дающей право на получение степени. Гибкость системы «кредитов» (зачетов) в университетах США позволяет «кредитам», выставленным в одном учебном заведении, быть засчитанными в другом при соблюдении определенных критериев. Каждый год в сентябре свыше миллиона студентов переходят в тот или иной новый колледж. Кроме того, переход студентов в другой колледж имеет место и в середине учебного года - в начале весеннего семестра. Многие из таких студентов переходят из местных колледжей в колледжи с четырехлетним сроком обучения с тем, чтобы завершить прохождение программ, дающих право на получение степени бакалавра. Имеются также студенты, начинающие учиться в высшем учебном заведении с четырехлетним сроком обучения, но затем по личным, академическим или финансовым причинам принимающие решение перевестись в другой колледж с четырехлетним сроком обучения. Небольшое число студентов переходит из высшего учебного заведения за пределами Соединенных Штатов в высшее учебное заведение в Соединенных Штатах. Содержащаяся в этой главе информация приводится для того, чтобы вы могли лучше понять связанные с вышеупомянутым явлением проблемы и помочь сделать процесс вашего перехода из одного высшего учебного заведения в другое возможно более гладким.
Большинство колледжей предпочитает, чтобы студенты проучились один год прежде, чем переходить в другой колледж, но это требование предъявляется не всеми высшими учебными заведениями. Кроме того, большинство университетов предъявляет студентам требование о пребывании в университете, в который они поступили, по крайней мере, в течение двух лет до выпуска. Это означает, что вы должны проучиться в этом колледже не менее двух лет для того, чтобы окончить высшее учебное заведение и получить присуждаемую им степень Переход после трех лет учебы становится более трудным, но в разных колледжах существуют различные условия подобного перехода. В общем, большинство студентов, переходящих в другое высшее учебное заведение, являются второкурсниками или третьекурсниками, когда приступают к учебе в новом колледже.
При выборе колледжей, в которые вы собираетесь перевестись, посмотрите, сколько курсов, пройденных вами в нынешнем учебном заведении, будет зачтено в новом учебном заведении. Система признания работы, выполненной вами в первоначальном учебном заведении, называется зачетом «кредитов». Политика и порядок зачета «кредитов» отличаются широким разнообразием в зависимости от учебного заведения. Колледжи определяют, какие курсы они признают на основе ваших академических справок и других сведений о вашем первоначальном учебном заведении, программах курсов лекций и т.д. При этом у вас могут потребовать предоставления упомянутых справок и сведений. Несмотря на то, что обычно учебные заведения могут предоставить вашу примерную оценку в момент направления вам уведомления о приеме на учебу, часто приходится ждать того момента, когда вы сами явитесь в колледж и встретитесь с деканом для получения официальной окончательной оценки вашего статуса перехода.
Студенты могут обнаружить, что в процессе перехода «теряются» некоторые из курсов, пройденных ими в их первоначальных учебных заведениях. Этим студентам требуется дополнительное время для окончания высшего учебного заведения и получения диплома, или же им приходится заниматься в летнее время и выполнять больший объем работы, если они хотят закончить высшее учебное заведение вовремя. Кроме того, в большинстве колледжей имеется максимальное число «кредитов», которое может быть зачтено при переходе из предыдущего высшего учебного заведения. Напрямую связывайтесь с высшими учебными заведениями или пользуйтесь справочными материалами, имеющимися в вашем образовательном информационном или консультационном центре, для получения дополнительной информации по конкретным вопросам политики перехода из одного высшего учебного заведения в другое.
Студентам предъявляются требования о прохождении трех основных видов курсов для того, чтобы получить степень США: требование о прохождении курсов по общеобразовательным предметам, требование о прохождении курсов по основному предмету специализации и требование о прохождении курсов по учебным дисциплинам, включаемым студентом в свой индивидуальный учебный план. Курсы, прохождение которых засчитывается при переходе из первоначального в новое высшее учебное заведение, должны подпадать под одну из этих трех категорий для того, чтобы идти в зачет требований, необходимых для получения степени. В следующих разделах объясняется, как этот процесс осуществляется на практике.
Поскольку во многих колледжах США требования, предъявляемые к общему образованию, носят схожий характер, студенты, переводящиеся из одного высшего учебного заведения США в другое, по всей вероятности, обнаружат, что пройденные ими курсы легко признаются и засчитываются в новом высшем учебном заведении.
Сложнее бывает добиться того, чтобы вам зачли курсы, пройденные в качестве обязательных курсов по одному из конкретных предметов вашей специализации, особенно если вы прилагаете усилия к тому, чтобы вам засчитали прохождение курсов по одному из предметов вашей специализации, который не преподается в вашем новом колледже (например, если вы стараетесь получить зачет курсов по предпринимательской деятельности в учебном заведении, которое не предлагает своим студентам курсов по предпринимательству). Иногда курсы, пройденные по основному предмету специализации, могут не отвечать требованиям, предъявляемым к этому предмету в учебном заведении, в которое вы перешли. Ваше новое учебное заведение может даже настаивать на том, чтобы вы выполняли все требования, предъявляемые в этом колледже к прохождению курса по основному предмету специализации. Курсы, не признаваемые в качестве «кредита», выставляемого по основному предмету специализации, или в качестве курсов, отвечающих требованиям, предъявляемым к общему образованию, могут быть зачтены в качестве «кредита» за прохождение курсов по учебным дисциплинам, включаемым студентом в свой индивидуальный учебный план. Однако если даже и это невозможно, то при переходе в новое учебное заведение либо вообще не будет засчитано прохождение курсов, о которых идет речь, либо в этом новом колледже вам могут заявить, что в нем зачтут упомянутые курсы, но что выставленный за них «кредит» нельзя будет зачесть как удовлетворяющий требования, предъявляемые к получению диплома и степени. При обсуждении с колледжем вопроса о том, сколько выставленных «кредитов» вам засчитают при переходе, большое значение будет иметь проверка и понимание различия между общей приемлемостью «кредита» в целях перехода в новое учебное заведение и приемлемостью «кредитов» с точки зрения их соответствия требованиям, предъявляемым к получению диплома и присуждению степени по определенной дисциплине. В первом случае необходимо дальнейшее выяснение обстоятельств, и ряд «кредитов» может быть потерян при переходе из одного высшего учебного заведения в другое. В последнем случае вы можете быть твердо уверены в том, какие именно курсы и «кредиты» из вашего нынешнего учебного заведения будут зачтены как соответствующие требованиям, предъявляемым к курсам по какому-либо основному предмету специализации (например, математике или истории) в учебном заведении, в которое вы переходите.
В Справочнике колледжа по переходу студентов (The College Handbook for Transfer Students) из одного высшего учебного заведения в другое предлагаются советы относительно путей максимизации студентами засчитываемых «кредитов» при переходе из одного высшего учебного заведения в другое. В число этих советов входят следующие:
Каждый год студенты из других стран переводятся на учебу в университеты Соединенных Штатов с целью прохождения учебных программ, дающих право на получение степени США, успешно заканчивают обучение в рамках этих программ, и им присуждается соответствующая степень. Однако структура степеней в других странах очень редко бывает совместимой со структурой степеней США, что усложняет процесс перехода в высшие учебные заведения США. Так, например, если в вашей стране для получения степени вы изучаете только один предмет, пройденные вами при этом курсы в контексте предъявляемых в Соединенных Штатах требований к общему образованию окажутся несовместимыми с изучением различных предметов студентом США в рамках программы, дающей право на получение степени бакалавра или кандидата в бакалавры, Кроме того, виды высших учебных заведений в других странах отличаются от видов высших учебных заведений в Соединенных Штатах, причем между этими учебными заведениями существуют и другие различия.
Высшему учебному заведению, в которое вы переходите, необходимо рассматривать ряд факторов при выставлении «кредита» за курсы, пройденные вами в высшем учебном заведении, не входящем в систему высшего образования США. Заместитель директора офиса по приему на учебу иностранных студентов Университета штата Айова Пэт Паркер3 определяет три фактора, обычно рассматриваемых в таких случаях университетами США:
Кроме того, для обеспечения максимально возможной гладкости перехода в университет США из учебного заведения, не входящего в систему образования Соединенных Штатов, вам рекомендуется:
Студентам, переводящимся в высшее учебное заведение США, может также выставляться «кредит» за работу, выполненную в средней школе, если эта работа считается сопоставимой со вступительной работой на уровне колледжа в Соединенных Штатах. Запросите информацию об этом в каждом колледже.
Процесс подачи заявления студентом, переходящим из одного высшего учебного заведения в другое, требует времени, и вам следует приступать к планированию своего перехода по крайней мере за 12 месяцев до намечаемой вами даты начала учебы в новом высшем учебном заведении. Тщательно изучите раздел в справочнике каждого колледжа о переходе из одного высшего учебного заведения в другое. Часто в этом разделе содержится информация о политике колледжа в области зачета «кредитов», выставленных студентам в высшем учебном заведении, из которого они переходят в данный колледж.
Процесс подачи заявления для студентов, переходящих в другое высшее учебное заведение, несколько отличается от соответствующего процесса для абитуриентов, поступающих на первый курс колледжа. Студенты часто заполняют отдельную форму заявления/анкеты, и новый колледж обычно хочет знать две главные вещи:
Помимо вышесказанного, вам также необходимо будет предоставить новому колледжу те же документы, которые сдают новички, поступающие на первый курс высшего учебного заведения, включая рекомендации, академические справки и оценки, полученные за прохождение тестов при приеме абитуриентов. Кроме того, вам предстоит написать вступительное сочинение.
Наконец, помните о том, что переход из одного высшего учебного заведения в другое не представляет собой легкого пути к обучению в университетах, применяющих более избирательный подход к приему студентов; на самом деле во многих из колледжей, в которых имеет место самый большой конкурс, существуют более строгие стандарты приема при переходе из одного высшего учебного заведения в другое, чем при наборе студентов на первый курс. Многие колледжи предоставляют статистические данные о процентной доле принятых на учебу из числа абитуриентов, подавших заявление на первый курс, и студентов, пожелавших перевестись из другого колледжа. Подобная статистика позволит вам получить более четкое представление о том, как трудно попасть в то или иное конкретное высшее учебное заведение в порядке перехода.