Школа неоплатонизма и переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению (Августин)

Бедствия, которые переживали в жестоких войнах с Римом и под его владычеством Народы Востока, способствовали развитию идеалистических учений о душе. Именно они подготовили воззрения, которые ассимилировала христианская религия.
Огромную популярность приобрело учение философа-мистика из Александрии Филона (1в. н.э.), учившего, что тело-это прах, получающий жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть пневма. Представление о пневме, которое занимало важное место в античных учениях о душе, носило, как уже говорилось,. сугубо гипотетический характер, что создавало почву для иррациональных, недоступных эмпирическому контролю суждений о зависимости происходящего с человеком от сверхчувственных, небесных сил, посредников между земным миром и Богом.
После Филона пневме приписывали функцию общения бренной части души с бестелесными сущностями, связующими ее с Всевышним. Возник особый раздел религиозной догматики, описывавший эти "пневматические" сущности и называвшийся пневматологией.
Принцип абсолютной нематериальности души утвердил древнегреческий философ Плотин (III в. н.э.), основатель римской школы неоплатонизма. В основе
существования всего телесного он видел эманацию (истечение) божественного, духовного первоначала.
Если отвлечься от религиозной метафизики, проникнутой мистикой, то применительно к прогрессу психологической мысли в представлениях Плотина о душе содержался новый важный момент. У Плотина психология впервые в ее истории становится наукой о сознании, понимаемом как "самосознание". Поворот к исследованию внутренней психической жизни человека наметился в античной культуре задолго до Плотина, однако лишь .кризис рабовладельческого общества придал. ему смысл отрешенности от реального мира и замкнул сознание на его собственных феноменах.
При заметно нараставшей в эллинистический период тенденции н индивидуализации, предпосылки для осознания субъектом самого себя в качестве конечного самостоятельного центра психических актов еще не сложились. Эти акты считались производными от пневмы у стоиков, от атомных потоков-у эпикурейцев.
Плотин, вслед за Платоном, учил, что индивидуальная душа происходит от мировой души, к которой она и устремлена; другой вектор активности индивидуальной души направлен к чувственному миру. Сам Плотин выделил еще одно направление, а именно-обращенность души на себя, на собственные незримые действия: она как бы следит за своей работой, становится ее "зеркалом".
Через много столетий способность субъекта не только ощущать, чувствовать, помнить или мыслить, но обладать внутренним представлением об этих функциях, получила название рефлексии. Такая способность не является фикцией; напротив, она служит неотъемлемым "механизмом" сознательной деятельности человека, соединяющим его ориентацию во внешнем мире с ориентацией в мире внутреннем, в "самом себе".
Плотин отграничил этот "механизм" от других психических процессов, на объяснении которых веками была сосредоточена мысль многих поколений исследователей психикн. Сколь широк бы ни был спектр этих объяснений, они в конечном счете сводились к поискам зависимости душевных явлений от физических причин" от процессов в организме, от общения с другими людьми.
Рефлексия, открытая Плотином, не могла быть объяснена ни одним из этих факторов. Она выглядела самодостаточной, не из чего не выводимой сущностью. Таковой она и оставалась на протяжении веков. став исходным понятием интроспективной психологии coзнания.
В Новое время, когда сложились реальные социальные основы для самоутверждения субъекта как независимой свободной личности, претендующей на уникальность своего психического бытия, рефлексия выступила как основание и главный источник знаний об этом бытии. Такая трактовка содержалась и в первых программах создания психологической науки, имеющей свой собственный предмет, отличающий ее от других наук. Действительно, ни одна наука не занята изучением способности к рефлексии. Конечно, выделяя рефлексию как одно из направлений деятельности души Плотин не мог считать индивидуальную душу самодостаточным источником собственных внутренних образов и действий; душа для него-эманация сверхпрекрасной сферы высшего первоначала всего сущего.

Учение Плотина оказало влияние на Августина (IV-V вв.), творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Августин придал трактовке души особый характер: считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, a не разум. Тем самым он стал основоположником учения названного позже волюнтаризмом (от лат "волюнтас"-воля). ,
По мнению Августина, воля индивида зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта Так и "отпечатков", которые сохраняют органы чувств воля создает воспоминания.
Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли 0снованием истинности этого знания служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты.
Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего но "обладающего высшей инстинностью, имела у Августина теологический смысл, поскольку предполагалось, что эта истинность даруется Богом. В дальнейшем трактовка внутреннего опыта, освобожденная от религиозной окраски, слилась с представлением об интроспекции как особом, присущем только психологии, методе исследования сознания.

Другие записи

10.06.2016. Аристотель
Аристотель (IV в. до н. э.) преодолел эти воззрения, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для него не физические тела и бестелесные идеи, но…