Когнитивная психология

В середине XX иска появились особые машины - компьютеры. По всей предшествующей истории человечества машины являлись устройствами, которые перерабатывают либо материал (вещество), либо энергию. Компьютеры же стали носителями и преобразователями информации (oт лат. "информацио"-разъясняю), иначе говоря-импульсов, передающих сообщения о чем-либо.
Процесс передачи информации, управляющей поведением живых систем, происходит в различных формах с момента появления этих систем на Земле. Генетическая информация, определяющая характер наследственности, течет от оттого организма к другому; животные общаются со средой и между собой посредством первой сигнальной системы (по П. II. Павлову); в человеческое обществе возникают и развиваются язык и другие знаковые системы.
Научно-технический прогресс привел к изобретению информационных машин. Тогда и сложилась паука кибернетика (от греч. "кибернетике"-искусство управления; ее "отцом" принято считан, американского математика П. Винера), которая стала рассматривать все формы сигнальной регуляции с единой точки зрения - как средства связи и управления и любых системах {технических, органических, психологических, социальных). Разработанные кибернетикой специальные методы позволили не только понимать и перерабатывать информацию, но и обмениваться ею. Это привело к настоящей революции в общественном производстве, как материальном, так и духовном.
Появление информационных машин, способных с огромной быстрой и точностью выполнять операции, считавшиеся уникальным атрибутом человеческого мозга, оказало существенное влияние на психологию. Возникли дискуссии по поводу того, не является ли paбoтa компьютера подобием работы человеческого мозга, а, тем самым, и его умственной организации: ведь информация, перерабатываемая компьютером, может рассматриваться как знание, в запечатлении, хранении и преобразовании которого как раз и состоит важнейшая особенность психической активности. Образ компьютера ("компьютерная метафора") изменил научное видение этой активности, результатом чего стали коренные изменения в американской психологии, где десятилетиями господствовал бихевиоризм.
Как отмечалось, бихевиоризм притязал на строгую объективность своих теорий и методов. Его последователи полагали, что психология может быть точной наукой, подобно физике, лишь пока она ограничивается объективно наблюдаемым внешним поведением организма. Отвергалось любое обращение к тому, что, по словам И. М. Сеченова, "нашептывает обманчивый голос самосознания" (интроспекции), любые показания субъекта о своих переживаниях. Научными признавались только тe факты, которые можно измерить и сантиметрах, граммах н секундах.
Предмет, достойный имени научной психологии, сводился бихевиористами к отношению "стимул-реакция". В то же время в необихевиоризме сложилось представление о том, что в промежутке между этими двумя главными переменными действуют и другие- "промежуточные"-переменные. Одна из них была названа "когнитивной картой", создавая и используя которую организм ориентируется в проблемной ситуации.
Это подрывало главный постулат бихевиоризма. Сокрушительный удар но нему нанесло возникшее в середине XX века под впечатлением компьютерной революции новое направление, названное когнитивной психологией (от лат. слова "когнитио" - знание, познание). Во главу угла было поставлено изучение зависимости поведения субъекта от внутренних, познавательных (информационных) процессов и структур (схем, "сценариев", сквозь призму которых он воспринимает свое жизненное пространство н действует в нем). То, в чем классический бихевиоризм отказывал человеку (восприятие, запоминание, внутреннее преобразование информации), оказалось делом объективно, независимо oт человека, работающего компьютера.
Представление о том, что незримые извне познавательные (когнитивные) процессы недосуупны объективному, строго научному исследованию, было разрушено. Возникли различные теории организации и преобразования знания от мгновенно воспринимаемых и сохраняемых чувственных образов до сложной многоуровневой семантической (смысловой) структуры человеческого сознания (У. Нанссер).

Другие записи

10.06.2016. Необихевиоризм
Анализ путей развития основных психологических школ говорит об общей тенденции - обогащении категориальной основы каждой из них теоретическими ориентациями других школ. Формула бихевиоризма была четкой…
10.06.2016. Неофрейдизм
Новым направлением, представители которого, усвоив основные схемы н ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации, стал неофрейдизм. При этом решающая роль…
10.06.2016. Теория развития интеллекта Жана Пиаже
Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896-1980). Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия реакции он выдвинул…