В середине XX иска появились особые машины - компьютеры.
По всей предшествующей истории человечества машины являлись
устройствами, которые перерабатывают либо материал (вещество), либо энергию. Компьютеры же стали носителями и преобразователями информации (oт лат. "информацио"-разъясняю), иначе говоря-импульсов, передающих сообщения о чем-либо.
Процесс передачи информации,
управляющей поведением живых систем, происходит в различных формах с
момента появления этих систем на Земле. Генетическая информация,
определяющая характер наследственности, течет от оттого организма к
другому; животные общаются со средой и между собой посредством первой
сигнальной системы (по П. II. Павлову); в человеческое обществе возникают и развиваются язык и другие знаковые системы.
Научно-технический прогресс привел к изобретению информационных машин. Тогда и сложилась паука кибернетика (от греч. "кибернетике"-искусство
управления; ее "отцом" принято считан, американского математика П.
Винера), которая стала рассматривать все формы сигнальной регуляции с
единой точки зрения - как средства связи и управления и любых системах {технических, органических, психологических, социальных).
Разработанные кибернетикой специальные методы позволили не только
понимать и перерабатывать информацию, но и обмениваться ею. Это привело
к настоящей революции в общественном производстве, как материальном,
так и духовном.
Появление информационных машин,
способных с огромной быстрой и точностью выполнять операции,
считавшиеся уникальным атрибутом человеческого мозга, оказало
существенное влияние на психологию. Возникли дискуссии по поводу того,
не является ли paбoтa компьютера подобием работы человеческого мозга,
а, тем самым, и его умственной организации: ведь информация,
перерабатываемая компьютером, может рассматриваться как знание, в
запечатлении, хранении и преобразовании которого как раз и состоит
важнейшая особенность психической активности. Образ компьютера
("компьютерная метафора") изменил научное видение этой активности,
результатом чего стали коренные изменения в американской психологии,
где десятилетиями господствовал бихевиоризм.
Как отмечалось, бихевиоризм притязал на
строгую объективность своих теорий и методов. Его последователи
полагали, что психология может быть точной наукой, подобно физике, лишь
пока она ограничивается объективно наблюдаемым внешним поведением
организма. Отвергалось любое обращение к тому, что, по словам И. М.
Сеченова, "нашептывает обманчивый голос самосознания" (интроспекции),
любые показания субъекта о своих переживаниях. Научными признавались
только тe факты, которые можно измерить и сантиметрах, граммах н
секундах.
Предмет, достойный имени научной
психологии, сводился бихевиористами к отношению "стимул-реакция". В то
же время в необихевиоризме сложилось представление о том, что в
промежутке между этими двумя главными переменными действуют и другие- "промежуточные"-переменные.
Одна из них была названа "когнитивной картой", создавая и используя
которую организм ориентируется в проблемной ситуации.
Это подрывало главный постулат бихевиоризма. Сокрушительный удар но нему нанесло возникшее в середине XX века под впечатлением компьютерной революции новое направление, названное когнитивной психологией (от лат. слова "когнитио" -
знание, познание). Во главу угла было поставлено изучение зависимости
поведения субъекта от внутренних, познавательных (информационных)
процессов и структур (схем, "сценариев", сквозь призму которых он
воспринимает свое жизненное пространство н действует в нем). То, в чем
классический бихевиоризм отказывал человеку (восприятие, запоминание, внутреннее преобразование информации), оказалось делом объективно, независимо oт человека, работающего компьютера.
Представление о том, что незримые извне
познавательные (когнитивные) процессы недосуупны объективному, строго
научному исследованию, было разрушено. Возникли различные теории
организации и преобразования знания от мгновенно воспринимаемых и
сохраняемых чувственных образов до сложной многоуровневой семантической
(смысловой) структуры человеческого сознания (У. Нанссер).