Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896-1980).
Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен
понятия реакции он выдвинул понятие операции), гештальтизма (гештальт
уступил место понятию структуры) и Жане (переняв у него принцип
интериоризации, восходящий к Сеченову).
Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте-на
материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начала 20-х
голов "Речь и мышление ребенка", "Суждение и умозаключение у ребенка" и
др. Пиаже на основе примененного им метода беседы (детям задавались
вопросы, например, отчего движутся облака, вода, ветер? Откуда
происходят сны? Почему плавает лодка? и т. п.), сделал любопытный
вывод: если взрослый размышляет социально (мысленно обращаясь к другим людям) даже наедине с самим собой, то ребенок. размышляет пли говорит эгоцентрично ни к кому не обращаясь, и в присутствии других люден.
Принцип эгоцентризма (от лат. "эго"-я и "центрум"-центр
круга) царит над мыслью дошкольника, который сосредоточен на своей
позиции (интересах. влечениях) и не способен стать на место другого
("децентрироваться"), критически оценить своп суждения со стороны. Его
суждениями правит "логика мечты", уносящая от реальности.
Эти выводы Пиаже, в которых ребенок
выглядел игнорирующим реальность мечтателем, подверг критике Выготский,
давший свое толкование эгоцентрической речи ребенка (см. ниже). В то же
время он чрезвычайно высоко оценил труды Пиаже, который предпочитает
говорить не о том, чего ребенку не хватает сравнительно с взрослым
(меньше знает, проще, мыслит и т. п.), а о том, что у ребенка есть,
какова его внутренняя психическая организация.
Пиаже выделил несколько стадий в
эволюции детской мысли: например, своеобразную магию, когда ребенок
надеется с помощью слова или жеста изменить внешний предмет; или же
своеобразный анимизм, когда предмет наделяется волей или жизнью
("солнце движется, потому что оно живое"). Будучи неспособен мыслить
абстрактными понятиями, соотносить их, ребенок опираются в своих
объяснениях на конкретные случаи.
В дальнейшем Пиаже свел все эти стадии
к четырем возрастным периодам. Первоначально (до двух лет) детская
мысль содержится в предметных действиях; затем (от двух до семи лет)
они интериоризируются (переходит из внешних во внутренние), становятся
предоперациями (действиями) ума; на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции; на четвертой (от 11 до 15 лет)-формальные
операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные
гипотезы, из которых делаются дедуктивные (от общего к частному)
умозаключения.
Операции не совершаются изолированно:
будучи взаимосвязаны, они создают устойчивые и в то же время подвижные
структуры. Стабильность структур возможна только благодаря активности
организма, его напряженной борьбе с разрушающими ее силами.
Стадийное развитие системы психических действий- такой
представил Пиаже картину сознания. При этом вначале Пиаже испытал
влияние Фрейда, считая, что человеческое дитя, появляясь на свет,
движимо одним мотивом-стремлением к удовольствию,-и
не желает ничего знать о реальности, с которой вынуждено считаться
только из-за требований окружающих. Позже он признал исходным моментом
в развитии детской психики реальные внешние действия ребенка
(сенсомоторный интеллект, т. е. элементы мысли, данные в движениях,
которые регулируются чувственными впечатлениями).